Наталья Богданова
Значение художественного слова в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значение художественного слова в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Для слушателей курсов «Введение федерального государственного образовательного стандарта в образовательную практику: Духовно-нравственное воспитание» от
ГБУ ДПО Воронежской области «Институт развития образования»
(на базе г. Россоши)
Как сказала вначале наших курсов Татьяна Васильевна Дорофеева, если мы упустим наших деток в плане духовного воспитания сегодня, у нашей нации не будет завтра.
Публикация «Значение художественного слова в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
Вот и ведём мы с вами наших ребят по пути духовно-нравственного воспитания, потихоньку набираясь опыта, со всей осторожностью, любовью, терпением, мудростью. И большим подспорьем на этом пути является художественное слово.
По словам Сухомлинского В. А., художественное слово - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.
Художественная литература - могучее действенное средство умственного и духовно-нравственного воспитания детей. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. Педагог, специалист по дошкольному воспитанию; доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики ФЛЕРИНА Евгения Александровна называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство "чувствующего" и "мыслящего". В методике обучение восприятие художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия.
Художественное слово - мощное педагогическое средство, чтобы удачно его применить, необходимо, чтобы взрослый читал наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком.
Искусство художественного слова основывается на мастерстве рассказчика, умеющего живо передать впечатления в прямом, непосредственном общении со слушателем. Для того чтобы овладеть мастерством рассказчика, надо страстно желать убедить слушателей в правильности своих мыслей, а для этого следует наиболее точно определить существо происходящих событий.
Художественное слово приучает видеть, думать, оценивать, увлекаться идеей, темой.
Сейчас вы увидите духовно-нравственную силу воздействия художественного слова на формирование личности дошкольников.
слушаем запись, смотрим видео
Лев Николаевич Толстой «Старый дед и внучек»
Лев Николаевич Толстой «У бабки была внучка…»
Художественное слово в воспитании играет важную роль. Сила образов художественной литературы состоит в том, что они обращены не только к нашему разуму, но и к чувствам.
Вслед за К. Д. Ушинским, Е. А. Флерина обращала внимание педагогов на значение художественное слово как основы для знакомства ребенка со своим народом, его мыслями и чувствами. Е. А. Флерина считала, что ребенок учится понимать их непосредственно чувственно, сердцем в то время когда другими способами логическим мышлением, памятью, умением воспринимать большой объём информации ещё не владеет.
В маленький ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту природы родного края.
Так мы с детьми традиционно начинаем наше вечернее общение стихами русских классиков (кстати у нас собрана галерея портретов и дети знают их в лицо) о природе данного времени года. Стихи Есенина, Пушкина, Бальмонта, Фета… мне кажется у ребят врожденно чувство прекрасного. Удивительно слушать, как дети, копируя малейшие паузы, подъёмы, дыхание читают все вместе группой «Белая берёза» Есенина или «…Сегодня на пустой поляне, среди широкого двора…» И. С. Бунина… Причём делают это стихийно, сами организовываясь, будто играют стихами. Читаем стихи и в природе, когда ходим на речку, на луг.
Дошкольный возраст - период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, знанием принятых в обществе норм, правил поведения и взаимоотношений, способностью к сочувствию, радости, содействию.
Работая в проекте «Семья. Род. Народ. Традиции семьи», мы знакомили детей с настоящими ценностями семьи - любви к родным, уважении к старшим, заботой и помощью ближним. Через художественное слово приводили примеры взаимоотношений в семье. Дети остро переживали все несправедливости которые несёт бабка в рассказе В. Осеевой.
Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
— Так-то, голубчики мои. Не просто, не просто жить на свете!
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:
— Бабка, поесть!
Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.
Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:
— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.
Дети очень тонко чувствуют линию сюжета, сострадают, то Борьке, то бабке, то задумываются о себе…
Нравственные правила приобретают в художественных текстах живое содержание, которое перестраивает духовный мир ребенка.
Часто сами ситуации в группе, проблемы, поступки детей наталкивают на поиск того или иного произведения…
А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - какие отклонения в поведении детей помогает исправить эта сказка, и наоборот какие положительные примеры возьмут дети на вооружение.
читаем отрывок Пушкина
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Или, например - маму жалуется на непослушание детей, делание от противного, вспоминаем ненецкую сказку «Кукушка» помните, как непослушные дети бежали за мамой, которая улетала от них в образе кукушки, и кричали: «…мама мы тебе водички принесём»… Тема матери очень важна в духовно—нравственном воспитании ребёнка. О матери читаем «Девочка из города» В Осеевой, сказку «Мальчик звезда», стихи о маме.
Тему ссор между детьми рассматриваем на примере сказки Е. Шварца про двух братьев – Старшего и Младшего.
Огромное впечатление своей духовно-нравственной силой производят на детей и родителей русские народные пословицы и поговорки – эти пласты народной мудрости, краткие по составу, но очень ёмкие по содержанию…
слушаем запись (Пословицы в исполнении детей о матери)
О по-настоящему счастливом детстве (как у нас с вами было, о семье, о ясной дружбе - «Солнечный денёк» Любови Воронковой. О гармонии человека и природы, простого теплого человеческого общения, пропитанные солнцем и запахом полевой дороги рассказы Юрия Коваля «Чистый дор».
Не всегда есть возможность быстро взять из интернета, все необходимые вам произведения, если они не в книгах, удобно хранить в папке.
показ папки
Известно, что дети очень любят сказки Сказки Ганса Христиана Андерсена просто освещают маленьких читателей любовью и верой в Бога, которые Андерсен передаёт практически в каждой своей сказке. Надо сказать, что его произведения были подвергнуты жесточайшей цензуре - из них были «вырваны» целые абзацы и почти целые страницы. А ведь вера в Бога, упование на Него, молитва – неотъемлемая часть практически всех произведений датского сказочника. Нам повезло, мы случайно купили книгу настоящую, без цензуры.
Вот с детства любимая «Снежная королева».
читаю в книге
Когда Кай и Герда играли вместе, девочка пела мальчику библейский псалом, в котором упоминалось о розах. Кай, в свою очередь, подпевал: «Розы цветут. Красота, красота! Скоро узрим мы Младенца Христа». Далее Андерсон писал: «Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, — им чудилось, что с него глядел на них сам Младенец Христос». Конечно, этих слов в сказке, подверженной цензуре, не было. Когда санки Кая мчались в снежное царство, он весь дрожал, хотел прочитать "Отче наш", но в уме у него вертелась одна таблица умножения, писал Андерсен.
В другом отрывке рассказывается о том, как Герда шла сквозь снежную метель в чертоги Снежной королевы. Когда Герда увидела перед собой страшные снежные хлопья, похожие на больших безобразных ежей, стоглавых змей и толстых медвежат с взъерошенной шерстью, и все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями, она «начала читать" Отче наш "». Далее Андерсон пишет: «Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы». Снять чары с Кая также помогла молитва, а именно псалом, который спела Герда. Наконец, заканчивается сказка встречей с бабушкой, которая сидела на солнышке и читала Евангелие.
После прочтения таких сказок в группе надолго остаётся атмосфера тишины, любви, добра, заботы друг о друге…
По мере накопления детьми опыта православия, при чтении, рассказывании опираемся на образ Богородицы, Ангела Хранителя, на образ Господа Иисуса Христа, святых.
показать книги
Из духовной литературы «Пресвятая Богородица», «Николай угодник», «Дарьюшкин голубок», «Календарь на год» и показать все о святых…
Воспитание художественным словом является действенной формой развития духовно-нравственных качеств личности.