Ольга Винс
Проект «Семейные ценности в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Винс Ольга Александровна, воспитатель
МБДОУ Детский сад №20 «Калинка» (г. Старый Оскол,
Белгородская обл.)
Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Работая по программе «Мир - прекрасное творение» (Гладких Л. П., мы приобщаем родителей к духовным ценностям православия, привлекаем их к участию в образовательно-воспитательном процессе детского сада. Из этой цели выходят следующие задачи:
Публикация «Проект „Семейные ценности в духовно-нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
- повышение педагогической культуры родителей;
- наличие теоретических знаний у родителей;
- наличие у родителей практических знаний, умений, навыков;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта православного семейного воспитания;
Важное место в работе с родителями занимают тематические беседы: «Семья-ребёнок-детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Роль отца и матери в воспитании детей», «Трудолюбие как качество личности», «Искусство в жизни семьи», «О значимости основных семейных ценностей». И какой бы теме не была посвящена беседа, основная их цель интеграция духовно- нравственного содержания в повседневной жизни, как детского сада, так и семьи. Систематически проводятся семейные гостиные для родителей по вопросам воспитания детей : «Краткая история воспитания», «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе», «Сегодня дети не такие как прежде», «Культура общения с взрослыми и сверстниками», «Роль отца в воспитании дочери», «Мать-пример для дочери». Также разработаны для родителей памятки-консультации по темам: «Правила поведения в храме», «Родительские заповеди», «Великие православные праздники», «Духовное воспитание ребёнка», «Беседы о Боге». Для родителей оформлены православные уголки в приёмных, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях. Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: выставка поделок «Праздник осени», «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Рождество Христово», изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам.
Проведение семейных праздников церковного календаря с участием родителей способствуют сплочё нности родителей и детей по отношению друг к другу: «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Крещенье празднуем Господне», «Праздник Сретения Господня», «Широкая масленица», «В воскресенье Вербное», «Празднование Светлого Воскресения Христова», «Праздник Пресвятой Троицы».
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. В частности был осуществлён проект «Моя семья». Цель которого-воспитание гражданина своей страны, любящего свой родной дом и близких ему людей. Родители приняли активное участие в этом проекте. Мы просим нарисовать фамильное дерево, которое включает имена всех известных ребёнку родственников, близких, живых и умерших. Дети с огромным интересом рассказывают о нём своим сверстникам. Когда рядом фотографии из родословной, это формирует почтение к родне, чтобы не зарастала тропа к нашим предкам. В связи с этим был оформлен стенд «Генеалогическое древо моей семьи». Была организована выставка рисунков «Моя семья», где родители и дети также приняли активное участие.
Очень хорошей традицией является ведение летописи своей семьи, оформленной в фотографиях, переписке, мемуарных воспоминаниях. Пусть в детской душе всегда будет семейная фотография. Пусть мама всегда рядом и папа, ведь наедине с фотографией ребёнок продолжает общаться с родителями. В группе мы оформили альбом «Я и моя семья».
При взаимодействии с родителями используем новую форму работы - коллекционирование. В группе один раз в два месяца мы организуем встречу одного из родителей с детьми с целью ознакомления своим увлечением. Папы с гордостью демонстрировали коллекцию российских монет разных лет, модели отечественных машин, инструментов, а мамы и бабушки – старинную национальную вышивку, лекарственные травы родного края. Они рассказывали об истории своих экспонатов, своей увлечённости в этой области. Приобщаясь к таким увлечениям, дети углубляют свои знания, формируют гордость за близких им людей. В группе организована выставка семейных коллекций, реликвий из бабушкиного сундука, а также выставка поделок из солёного теста, выполненные родителями вместе с детьми.
Великолепной семейной традицией является совместные походы и «вылазки» на природу; экскурсии по городу. Много достопримечательностей нужно показать детям: детский театр, музеи, красивые архитектурные здания, парки, после которых оставить на память фотографии; они всегда будут напоминать детям о счастливом общении с родителями и будут основой формирования любви к родному городу и краю.
Да, приобщение ребёнка к семейным ценностям способствует сближению членов семьи, воспитывает гордость за свою семью и играет важную роль в закладывании фундамента духовно – нравственного воспитания ребёнка. Успех же непосредственно самой педагогической работы во многом будет зависеть от взаимодействия трёх главных субъектов духовно – нравственного воспитания : детского сада, семьи и Церкви. В связи с этим духовным наставником нашего дошкольного учреждения является Благочинный II Старооскольского округа, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Алексей Бабанин. Отец Алексей встречается с родителями и детьми не только на праздниках, но и в Храме. Мы стараемся посещать с детьми Храм Рождества Христова. Часто от родителей можно услышать, как дети называют отца Алексея «Это – наш батюшка».
Работа с родителями строится таким образом, что каждый родитель поддерживает стремление педагогов к приобщению детей к участию в таинствах Церкви. Во время посещения Храма дети проявляют активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривают иконы, узнают о православной церкви, христианском образе жизни. Иногда вместе с детьми храм посещают и родители.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им:
- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
-относиться к своему ребёнку как к дару Божьему, жизнь которого принадлежит и посвящается Всемогущему Творцу, и понимать, что в ребёнке есть главное – единственная и неповторимая личность.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.
Литература
1. Воспитатели и родители : Из опыта работы. Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. – М. : Просвещение, 1985. – 96 с.
2. Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.
3. Детский сад и семья / Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик и др. ; Под ред. Т. М. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1986. - 207 с.
4. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй /Т. С. Лобанок- 2-е изд. - Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер»,2003.
5. Обруч, №1,2008// Современный ребё нок: семья плюс детский сад.
6. Ребёнок в детском саду, №2, 2005// Мир общения ребёнка Л. А. Пенькова, Т. И. Самофалова, Г. М. Каратаева.
7. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло. - М., 1987. – 296 с.