Светлана Митрофанова
Основы православной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка цикла занятий духовно-нравственного направления Тема : «Православные праздники.»
"Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник совсем не то, что для нас, что это-действительно событие в годовой детской жизни, и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. "
Публикация «Основы православной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
". Даже и в наш непростой век мудрые и деятельные взрослые в силах помочь ребенку научиться видеть и понимать красоту природы, непреходящую ценность традиций, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доверии, взаимопонимании и творчестве".
К. Д. Ушинский
Пояснительная записка
Детства-период развития всех качеств человека, как душевных, так и телесных. Приобретаются знания об окружающем мире, формируются нравственные навыки и привычки. Проблемам духовно-нравственного воспитания уделяли большое внимание В. В. Зеньковский-выдающийся мыслитель, богослов и педагог, Л. С. Выготский-русский психолог, разработавший теорию развития психики в процессе освоения ценностей человеческой культуры и цивилизации.
Проработав более тридцати лет в сфере дошкольного образования, я пришла к твердому убеждению: без духовно-нравственной основы,воспитание детей неполноценно. Всем известно, какой неподдельной радостью наполняются сердца родителей, когда сыновья или дочери с готовностью откликаются на просьбу, прислушиваются к доброму совету, и какую глубокую печаль они чувствуют, когда дети пытаются поступить по своей воле, не обращая внимания на наставления и предостережения старших. Сегодня все чаще взрослые замечают в детях проявление озлобленности, грубости и эгоизма. Недоумевая, от чего так происходит, родители и педагоги ссылаются на "такое время", "общество", на то, что телевидение и Интернет губят подрастающее поколение. Однако жизненный опыт детей слишком мал, чтобы отличить добро от зла, нравственный поступок от безнравственного, избежать опасности и сделать правильный выбор. И кому, как не взрослым и близким ребенку людям, необходимо с раннего детства заниматься приобщением детей к культуре,морали и доброму слову, питать духовно, помогая формировать нравственные ориентиры добра, истины и любви. Именно поэтому я выбрала для себя приоритетным духовно-нравственное воспитание детей. Прививаю детям христианскую любовь, послушание, бережное отношение к окружающему миру и друг другу, в рамках кружка "Основы православной культуры".
В настоящее время я работаю с детьми младшей группы. На первом родительском собрании взрослые знакомились друг с другом, передавая мягкое бархатное "сердце" и говорили теплые ласковые слова. Оказалось, что это не так просто. Детям же эта игра понравилась, и это было началом воспитания дружеских отношений между детьми. Между родителями, детьми и педагогами сложились добрые доверительные отношения. Было проведено анкетирование родителей и получен положительный отклик на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Сейчас дети узнают о Творце, о том, как надо Его благодарить, как надо относиться к окружающим людям, растениям, животным. Нам еще много предстоит узнать, прочувствовать и достучаться до родительских сердец, чтобы взрослые помогли разгореться огоньку добра в душе ребенка. "Бог утаил от мудрых и разумных и открыл то младенцам".(Мф11, 25)
Целью методической разработки является:
-Введение в личный мир ребенка православных ценностей и приобретение на их основе опыта нравственного поведения.
В качестве основных задач были определены:
- Создать условия для формирования основ духовно-нравственных традиций русского народа и уклада жизни;
- Формировать нравственные ориентиры добра, истины и любви, через передачу знаний из Священной Истории о Рождестве Иисуса Христа и Воскресение Христа;
- Воспитывать способность к сопереживанию, любовь к окружающему миру и друг к другу.
Хочется отметить несколько интересных находок в работе с детьми в данном направлении :
- В группе создан "Святой уголок", в котором имеются Св. Писание, иконы, лампада, свечи.
- Дети посещают Богослужения с приобщением Святых Христовых Тайн.
- Проводятся беседы со священнослужителями, как в детском саду, так и в храме.
- Получаем благословение на проведение праздничных мероприятий.
- Дети знают короткие молитвы: "Господи, помилуй","Спаси Господи"
- Собраны аудиозаписи и видеофильмы на духовно-нравственные темы.
- Проводится анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты
В процессе использования данной методической разработки у детей будут сформированы следующие интегративные качества:
- Представления о семейных традициях и традициях русского православного народа.
- Заинтересованное участие в православных праздниках.
- Интерес к окружающему миру и миру духовному.
- Умение адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения.
- Физическая активность.
- Любознательность.
- Отклик на эмоции близких и друзей, сопереживание.
Формы организации занятий:
- Занятия
- Досуги, развлечения
- Занятие-игра
- Занятие-ипсценировка
- Занятие-путешествие
- КВН