Анастасия Лопатина
Консультация «Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль педагог в духовно-нравственном воспитании школьников»
В. А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Публикация «Консультация „Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня это развал духовных ценностей.
Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Приведу вам некоторые статистические данные.
1.14% подростков были в состоянии опьянения, по крайней мере, один раз в году. В 14 лет более 40% детей пробовали хотя бы один спиртной напиток.
2. Из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10—14 лет 2,5 кончают с собой, а из подростков 15—19 лет — 16,3.
3. По данным СК РФ, в 2016 году в результате суицидов в России погибли 720 подростков. Печальная статистика по количеству детских самоубийств за это время увеличилась сразу в 40 регионах РФ.
4. На настоящее время статистика подростковой преступности в России следующая: 40 % несовершеннолетних осуждены за кражи; 13 % - за разбой; 14 % - за грабеж; 5 % - за убийство.
5. Всего в воспитательных колониях содержится 12,7 тыс. - Читайте подробнее на
6. По неофициальным же данным, ежегодно аборты убивают в России до 6 млн детей. Такова картина нашего современного общества.
Конечно прежде всего воспитанием должны заниматься родители, но порой у них не хватает на это времени или они не могут правильно и грамотно объяснить эти проблемы. Тогда на помощь должен приходить педагог.
«Педагог – просветитель, наставник, друг. Таковы лучшие учителя.
Одним из главных «факторов» результативности процесса духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей. Проблема духовно-нравственного здоровья педагога как основы его профессиональной культуры остается актуальной вот уже не одно тысячелетие. Как и чему учить? Какие нравственно-духовные ценности воспитывать в детях? Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно-нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам.
И так можно выделить несколько направлений в обучение школьников нравственности.
1. Педагог и семья. Когда педагог взаимодействует с семьей учащегося, появляется больший шанс, достичь уровня нравственной личности. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей призваны формировать у школьников морально-нравственные качества личности человека. (Любовь к матери, уважение к взрослым, сохранить семейные традиции или создать новые) гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной, воспитываем интерес и уважение к ценностям духовной культуры, традициям, истории своего Отечества.
2.Школа. Коллектив школы постоянно должен стремится к тому, чтобы школа для учащихся стала настоящим домом – как и родительский, но только с большими возможностями и выбором, где каждого любят, ценят, независимо от учебных успехов, за то, что он просто Человек, домом, где каждый защищён, а отношения между учащимися и педагогами уважительные и доброжелательные. Каждый учитель должен стремится к тому, чтобы школа стала мастерской, где раскрывают и реализуются потенциальные возможности каждого ученика. Целый комплекс ежедневных, ежеминутных общений с учащимися, выполнения ими повседневных поручений совершенствует нравственные начала наших детей.
3.Педагог и ученик. Одно из главных педагогических задач это помощь в поиске каждым ребёнком своего личного предназначения в жизни.
4.Педагог. В процессе воспитания духовности у детей важную роль играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его. Роль учителя велика: он занимается духовно - нравственным развитием и воспитанием юных граждан России, что является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции педагога, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Духовно-нравственное здоровье педагога определяет основу его профессиональной культуры.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали.
Подводя итог о роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников, хотелось бы еще раз отметить, что воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И. -Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т. И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Где главным является вдохновляющий пример учителя.
Ссылки.
1.https://infourok.ru/statya-rol-uchitelya-v-duhovnonravstvennom-vospitanii-lichnosti-520767.html
2.https://multiurok.ru/files/rol-piedaghogha-v-dukhovno-nravstviennom-razvitii-uchashchikhsia.html
3.http://weekendshow.ru/9-klass/rol-pedagoga-v-dukhovnonravstvennom-vospitanii-shkolnika/
4.http://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-6092
5.http://pedsovet.su/template/49528
6.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/#