Приложение МААМ

Применение фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Наталья Широкова
Применение фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Дошкольный возраст - это время становления личности ребенка, формирования основ его мировоззрения и индивидуальности его духовности. Именно поэтому в этот период нужно формировать такие важные черты, как Любовь к Творцу – Богу, почтения и любви к родителям и другим людям; милосердие, сострадание, правдолюбие; стремление его к добру и неприятии зла, стыд (поиск в себе добра и зла, видение в себе недолжного); чувство совести (оценка не личности своей, а действий, воспитывать у детей чувство благоговения к святыням, учить их бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа.

Публикация «Применение фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Все в человеке должно быть гармонично. Понятие о нравственности, причастность к исторической, культурной традиции своего народа, умение построить отношения с окружающими, тяга к познанию и творчеству, душевный отклик искусству – эти важнейшие аспекты внутреннего мира, соприкасаясь и взаимодействуя, формируют личность с позитивным взглядом на жизнь.

Откуда же возьмется этот позитив? От гармонии, которую воспримет ребенок, от красоты на которой будет сосредоточено его внимание, от того светлого, жизнеутверждающего начала, которым проникнут сотворенный Богом мир и лучшие произведения искусства. Настроенный на эту волну, ребенок и сам потянется к совершенствованию, чтобы гармонично вписаться в этот прекрасный мир.

Слово «традиция»- от латинского – передача, означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, праздники, игры.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.

Народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Получая разнообразные сведения об окружающем мире, маленький человек начинает задумываться и о своем месте в нем. Собственное «я» изначально воспринимается как центр вселенной и совместить это представление с тем, что другие тоже претендуют на центральное место, весьма нелегко. Решение этого вопроса тесно связано с нравственным воспитанием – если ребенок «возлюбил ближнего своего», он будет относиться к людям доброжелательно и отзывчиво. Это позволит иметь в жизни много друзей, а со временем – построить хорошую семью. Это происходит наиболее органично, если малыш растет в православной церковной семье, живущей религиозной жизнью. Но, к сожалению, в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен.

Необходимо воспитать в ребенке собственное одухотворенное «я», иначе вся его жизнь превратится в подчиненное блуждание по различным компьютерным программам, пленником которых он окажется. Но понятие «одухотворенность» и следующее за ним понятие «духовность» требуют очень взвешенного и осторожного подхода. Действующие в наши дни тоталитарные секты, пропаганда всевозможных магических действий, множество призывающих нас “прорицателей”, “предсказателей”, «целителей», контактеров с НЛО и проч. – это тоже духовность, приносящая людям весьма горькие плоды. К сожалению, дети также не застрахованы от этих вредных воздействий.

Понятие святыни. Гражданская обязанность принятия исторической данности, национального историко-духовного наследия. Воспитание уважительного, благоговейного отношения к святыням. Русские святыни: религиозные (православные храмы, часовни, иконы, мощи святых, места, связанные с жизнью святых, святые источники, исторические (исторические реликвии, места достопримечательных событий, культурные (памятники духовной и материальной культуры: произведения литературы, живописи и зодчества, музейные собрания, памятники книжности). Знакомство детей с местными святынями, памятниками духовной культуры.

Жизнеописания (жития) святых и героев как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания. Начало формирования исторического и гражданского сознания у дошкольников. Воспитание совести, “народной гордости” (И. А. Ильин, веры в духовную силу народа посредством знакомства детей с образами русской святости. Воспитание великодушия, правосознания, жажды служения, готовности терпеть посредством образов национального героизма.

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт нравственных традиций народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий.

Как известно, фольклор — это основное средство народной педагогики. Народная педагогика — это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т. п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русского фольклора развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

В качестве основных средств воспитания можно использовать все компоненты народной культуры: песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, игры.

Приобщение детей к творчеству русских умельцев. Знакомство детей с дымковской, городецкой, хохломской росписью. Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства, учатся изготовлению народных игрушек и других предметов, в ходе чего, дети приобретают навыки работы с художественными материалами и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, красиво двигаться, отличаться смекалкой, творческой выдумкой, волей. Игра всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим воспитательной силой. Благодаря ей дети учатся самостоятельно находить выход из критического положения, принимать решения, осуществлять их, проявлять инициативу, тем самым приобретая важные качества, необходимые в будущей жизни.

Народные пословицы, поговорки, загадки, песни, танцы пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине, объединялись в народных праздниках. Праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения.

Стремление к игре, к актёрству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той иди иной мере могут быть внесены почти в любую фольклорную песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрывание действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Наиболее доступно для детей народный быт, красота родной природы отражены в сюжетах хороводных песен. Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - дети будто переносятся в иной мир, становятся царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедью. Здесь всё зависит от воображения, от того, как хорошо ребёнок сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всё м его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчёлушки, серые, малые,

Крылышки алые, носики вострые,

Сами пёстрые. В поле идут,

Гудут, гудут, в поля идут, медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор мёда пчёлами.

Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей

силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песни, Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна красна, тёплое летечко!

Люли - люли, тёплое летечко.

Весна красна, что же ты нам вынесла?

Люли -люли, что же ты нам вынесла?

Малым деточкам по яичечку,

Люли - люли, по яичечку,

Красным девушкам по женишечку,

Люли - люли, по женишечку.

рекомендации для родителей:

Во время засыпания: колыбельная песня или добрая сказка;

Укладывая детей спать, тоже не обходятся без потешки:

Эй вы глазки, эй вы ушки

Вас положим на подушки

Полежите, полежите

Отдохните и поспите.

Маленькие заиньки захотели баиньки,

Захотели баиньки, потому что заиньки.

Дети настраиваются на спокойный лад, успокаиваются и быстро засыпают.

Во время пробуждения: «Солнышко - колоколнышко»; «Петя - Петя -петушок - золотой гребешок»',

Во время причесывания: «Расти коса до пояса»;

Во время умывания: «Водичка - водичка», «Кран откройся - нос умойся», «С гуся вода, а с дочурки худоба».

Во время умывания и мытья рук исполняли такие потешки как :

Водичка, водичка - умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтобы кусался зубок, чтобы смеялся роток.

Мы ногами топ, топ,

Мы руками хлоп, хлоп,

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели-встали, сели-встали

Словно Ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь (бег по кругу)

Словно мой упругий мяч

1-2-1-2 (упражнения на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Во время завтрака, обеда и полдника так же можно исполнять потешки, например :

Утка-утенка, мышка-мышонка, кошка-котенка зовут на обед

Утки поели, а вы еще нет? Где ваши ложки? Ешьте на здоровьице!

Потешки звучат как ласковый говорок, выражают доброту, нежность, заботу. Благодаря сказкам дети знакомятся с добром и злом. Малышам можно предложить сказки: Теремок», Маша и Медведь», «Семеро козлят»,

В игре используются пальчиковые игры:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - я,

А это вся моя семья.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик уже вздремнул,

Этот пальчик уже заснул,

А ты, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

Праздники в нашем детском саду начинаются с осени. «Осенины на Руси», «Светлый праздник Рождества», «Пасха Господня, Светлое Христово Воскресение», «Троица».

Здесь важно вспомнить слова К. Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…» Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства”.

Православная Церковь внесла дух божественной христианской любви в русскую национальную культуру, поэзию, живопись, музыку. Именно Православие было избрано нашими предками, искавшими в религии благодати и красоты.

От созерцания Божией красоты взволнованное и вдохновенное сердце русского человека начинало петь. Оно воспевало и славило Творца и Его творение. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

Было бы очень хорошо, если бы в наше время все дети воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности и духовные ценности стоят гораздо выше материальных, но, к сожалению, в мире происходит обратное.

Публикации по теме:

Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников Цель проектов:Достижение качества образования воспитанников на основе духовно- нравственного воспитания и развития ценностно- смысловой.

Культурно-историческое наследие в духовно-нравственном воспитании детейКультурно-историческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живем в Одоеве, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом.

Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Из опыта работыРоль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Из опыта работы Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Из опыта работы. В наше время остро стоит проблема духовно-нравственного.

Роль родителей в духовно-нравственном воспитании детей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №26 (дошкольное отделение) Статья на тему:.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников. Гринева Ирина Павловна, воспитатель ГБДОУ №75 Приморского района Санкт-Петербурга «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников».

Семинар для воспитателей ДОУ «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании» Семинар для воспитателей ДОУ «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании» «Современный национальный воспитательный идеал.

Взаимодействие детского сада, семьи и церкви в духовно-нравственном воспитании детейВзаимодействие детского сада, семьи и церкви в духовно-нравственном воспитании детей Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Значение художественной литературы и народного фольклора в воспитании дошкольников Художественная литература и фольклор в самых разнообразных формах- сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках, пословицах, поговорках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 15 октября 2017 в 18:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Широкова (УИ 1303206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД