Татьяна Лузгина
Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста
«Игра — это огромное светлое пятно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений и понятий об окружающем
мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Публикация «Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Учитывая актуальность данной проблемы, цель моего доклада:
Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста.
Цель предопределила следующие задачи:
- Развитие понимания речи, накопление, обогащение и активизация словаря ребенка
- Активное включение ребенка в общение с взрослым всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами
- Способствование формированию грамматического строя речи и развитию звуковой культуры.
- Расширение активного и пассивного словаря
- создавать условия для речевого развития детей раннего возраста.
Дидактические игры классифицируются на три основные группы: словесные, настольно-печатные и игры с предметами.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики, так как речевые области мозга формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Большое значение уделяю работе по развитию мелкой моторики, используя пальчиковые игры. Для этого я ежедневно провожу игры с пением, стихами или дидактические игры со звукоподражанием, которые дают возможность ненавязчиво, а в интересной для ребёнка форме тренировать речевой аппарат. В таких играх участвует вся группа («Каравай», «Два весёлых гуся», «У медведя во бору»). Данные дидактические игры, по моему мнению, очень полезны для развития слухового внимания малышей.
Большое значение для развития речи имеют игры, которые содержат диалоги («Далеко-далеко», «Гуси-гуси»). Положительные эмоции надёжно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.
С целью формирования диалогической речи я применяю такой методический прием, связанный с разговором, как приём словесных поручений. Особенно велико значение этого приёма в освоении речевого этикета.
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры разнообразные по видам: лото, домино, парные картинки, разрезанные картинки. При использовании настольно-печатных игр большое влияние на развитие речи детей оказывает отгадывание и загадывание загадок. Загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами русского языка. малыши играя в разные настольно-печатные игры: лото, домино, парные картинки, закрепляют знания о предметах, их названии, классификации, устанавливают взаимосвязь между предметами и составлением целого из частей
Игры с предметами.
При использовании дидактических игр с предметами, по большей части, используются игрушки. Играя с ними, ребёнок производит разнообразные изменения места, положения, действия, называет качество, цвет, форму. В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова, усваивая морфологические элементы языка.
Помимо перечисленных игр, в своей работе я применяю игры на звукоподражания и слова с определенным звуком: «Наши уточки с утра» «Мчится поезд» и др.
Имитационные и речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, потешек, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важно в становлении речевой и умственной деятельности. Кроме того использую народные, дидактические, хороводные игры с действиями. Особой популярностью пользуется у малышей игра «Зайка серенький сидит».
Игры- инсценировки. Для этих игр использую дидактические игрушки. С помощью игрушки создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Все это сопровождается речью. Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребенок становится разговорчивее, с ним легче вступить в беседу.
Активно применяю в соей работе упражнения на развитие речевого дыхания : «Подуй на чай, султанчик, бабочку», «Произнеси протяжно, длительно».
Для развития артикуляционного аппарата мною широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит “ду-ду”, колокольчик звенит “динь-динь”, тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Большое значение для развития понимания речи, расширения словарного запаса, усложнения грамматического и интонационного строя речи имеет чтение детям книг, рассказывание сказок. Приобщение детей к художественной литературе имеет большое значение для личностного и общекультурного развития детей
Активно применяю пальчиковые игры: развитие у детей мелкой моторики – движений кистей и пальцев рук. Эти упражнения стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего в том числе и за развитие мелкой моторики.
Свою работу по речевому развитию провожу также и с родителями в виде консультаций, индивидуальных бесед, папок-передвижек, анкетирования, выступлений на родительских собраниях.
Родители в свою очередь активно оказывают помощь в изготовлении поделок для центра речевого развития.
В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей.
Таким образом можно сделать вывод : систематическая работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище. Постараюсь столь же плодотворно трудиться в заданном направлении.
Спасибо за внимание!