Ирина Гурова
Зимние логопедические игры для развития фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического восприятия является одним из важных направлений работы в процессе формирования правильного произношения как на подготовительном этапе, так и в ходе автоматизации и дифференциации звуков.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр и игровых упражнений, которые можно использовать в работе по развитию фонематического восприятия с учётом текущего сезона. Для организации некоторых из них используется нестандартный материал, например, пластиковые салфетки для сервировки с рисунками, имеющими зимнюю тематику.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
«Снежинки для снеговика»
Для организации игры пригодится салфетка с изображением снеговика и маленькие снежинки, вырезанные из гирлянды.
Логопед создаёт игровую ситуацию, например, объясняет ребёнку, что снеговик из сказочной страны звуков очень любит снежную погоду, снегопад и предлагает украсить картину снежинками. Для этого нужно внимательно слушать звуки (или слова). Их может произносить логопед от имени какого-нибудь сказочного героя. Вот несколько вариантов разнообразных заданий.
1). «Если услышишь звук «С» (или любой другой звук, надо которым вы работаете, то положи на картину снежинку». В данном случае целью игры является умение выделять звук из ряда других звуков. Логопед произносит ряд звуков, а ребёнок выкладывает на картину снежинки в соответствии с тем, что слышит.
2). Для развития умения выделять звук на фоне слова даётся следующее игровое задание: «Если услышишь слово со звуком «С», то укрась снежинкой картину. Далее логопед произносит ряд слов: «лес, дерево, сани, коньки, маска…и т. п.»
3). Материал можно использовать и с целью дифференциации звуков на слух, например «С»-«З». «Если услышишь слово со звуком «С», укрась картину белой снежинкой, со звуком «З» – золотистой». В конце игры можно выложить из снежинок соответствующие буквы и прочитать стихотворение, например: «З» – налево, «С» – направо, словно в ссоре эта пара.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Предлагаю вашему вниманию несколько игр и игровых упражнений которые можно использовать в работе по](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708512729.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Развитие фонематического слуха развитию фонематического восприятия с учётом текущего сезона](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708512744.jpg)
«Игры с оленёнком»
Игры с оленёнком организуются аналогичным образом. Используется сервировочная термосалфетка и мелкие предметы: снежинки, льдинки – стеклянные прозрачные камешки, игрушки.
Для игры логопед снова создаёт игровую ситуацию: «Оленёнок хочет покататься на коньках. Давай сделаем ему ледяную дорожку. Когда услышишь в слове звук «Л’», положи льдинку на картинку». Таким образом, получается дорожка из стеклянных камешков для оленя.
Примерно таким же образом можно украсить ёлочку снежинками и игрушками.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Для организации некоторых из них используется нестандартный материал например пластиковые салфетки для сервировки с рисунками имеющими зимнюю тематику](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708512772.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Темочки Консультации для педагогов и воспитателей Логопедия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708512788.jpg)
«Подарки и угощение»
Для игры нужны заранее приготовленные игровые карточки. Логопед сообщает ребёнку, что Соня приготовила для Сани игрушки в подарок на день рождения. Но она хочет подарить только те предметы, в названии которых есть звук «С». Давай поможем ей разобраться и положить на саночки нужные подарки. Ребёнок выбирает нужные предметы и закрывает соответствующие картинки камешками. На подготовительном этапе логопед сам произносит слова (задание выполняется на слух, а на этапе автоматизации ребёнок сам называет предметы. После этого слова произносятся ещё раз (взрослым или ребёнком) и камешки помещаются на саночки.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Работа логопеда Развитие детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708512836.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Материалы для педагогов Развитие фонематического слуха Фонематический слух](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708512854.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Консультации для педагогов Темочки Снежинки для снеговика Для организации игры пригодится салфетка с изображением снеговика и маленькие снежинки вырезанные из гирлянды](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708512870.jpg)
Вторая часть игры проводится аналогично. Здесь мальчик Саня готовит для Сони угощение и везёт их на саночках. Подобную игру можно подготовить для работы над разными звуками.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Работа логопеда Логопед создаёт игровую ситуацию например объясняет ребёнку что снеговик из сказочной страны звуков очень любит снежную погоду снегопад и предлагает украсить картину снежинками](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708512890.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Для этого нужно внимательно слушать звуки или слова](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708512907.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Их может произносить логопед от имени какого нибудь сказочного героя](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708512946.jpg)
«Зверятам помогай – картинки, схемы подбирай»Полная версия этой игры имеется в другой моей публикации. Здесь предлагаю вашему вниманию только зимние сюжеты (где герои катаются на лыжах и коньках).
Главной целью игры является обучение позиционному анализу.
Так, взрослый предлагает помочь герою игры научиться определять место заданного звука в слове (начало, середина или конец).
1). Логопед или сам ребёнок выбирают три картинки из конверта. Они размещаются в окошках. Задача ребёнка – подобрать схему к каждой картинке и положить её в прямоугольники.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Вот несколько вариантов разнообразных заданий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708513047.jpg)
2). Логопед размещает схемы в прямоугольниках, а ребёнок подбирает картинки и кладёт их в соответствующие окошки.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Если услышишь звук С или любой другой звук надо которым вы работаете то положи на картину снежинку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708513068.jpg)
Эти игры тоже можно проводить как на подготовительном этапе, так и на этапе автоматизации звука.
«Пуговки для снеговиков»
Игра развивает навыки позиционного анализа, а также возможности конструктивного праксиса и восприятия цвета.
В начале игры логопед предлагает ребёнку слепить (составить из частей) трёх снеговиков (пуговки для них лежат пока отдельно).
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 В данном случае целью игры является умение выделять звук из ряда других звуков](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708513119.jpg)
Затем взрослый обсуждает с ребёнком расположение снеговиков: какой из них стоит в начале ряда, в середине, в конце. Затем логопед показывает ребёнку пуговицы и даёт инструкцию: «Слушай слова. Если звук «Л» (или другой звук, над которым вы работаете) будет в начале слова, то укрась пуговкой первого снеговика, в середине – второго. А если звук будет в конце слова, то надо украсить последнего снеговика. Обрати внимание на цвет вёдер и подбирай пуговки по цвету». В результате снеговики становятся нарядными и ребёнок очень доволен! Можно попросить его составить описательные рассказы о снеговиках.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Логопед произносит ряд звуков а ребёнок выкладывает на картину снежинки в соответствии с тем что слышит](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708513142.jpg)
Таким образом можно поиграть и с тремя снежинками, расположив их в ряд. При желании, можно задать и цвета, то есть, добавить ещё одну развивающую задачу, но на представленном фото ребёнок раскладывает одинаковые камешки.
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Для развития умения выделять звук на фоне слова даётся следующее игровое задание Если услышишь слово со звуком С то укрась снежинкой картину](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708513204.jpg)
«Украшение снежинок»
В качестве примера приведу игры на дифференциацию свистящих звуков «С»-«С’»-«З»-«З’» на слух, но возможны разные варианты.
1). Перед ребёнком расположены 4 снежинки, на каждой – буква. Синие буквы символизируют твёрдые звуки, зелёные – мягкие. Логопед предлагает ребёнку украсить снежинки. Логопед произносит слова, а ребёнок внимательно слушает и украшает соответствующую снежинку камешком.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Далее логопед произносит ряд слов лес дерево сани коньки маска и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708513265.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Материал можно использовать и с целью дифференциации звуков на слух например С З](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708513440.jpg)
2). Ребёнок произносит слова и раскладывает картинки на соответствующие снежинки. Количество картинок может быть разным.
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Если услышишь слово со звуком С укрась картину белой снежинкой со звуком З золотистой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708513454.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 В конце игры можно выложить из снежинок соответствующие буквы и прочитать стихотворение например З налево С направо словно в ссоре эта пара](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-335318-1708513323.jpg)
Предложенные игры развивают не только фонематическое восприятие. С их помощью можно активизировать словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Новогодний праздник» а также поработать над развитием ориентировки, моторики, конструктивного праксиса.
Желаю Вам успехов!