Приложение МААМ

Зимние логопедические игры для развития фонематического восприятия (20 фото)

Ирина Гурова
Зимние логопедические игры для развития фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие фонематического восприятия является одним из важных направлений работы в процессе формирования правильного произношения как на подготовительном этапе, так и в ходе автоматизации и дифференциации звуков.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр и игровых упражнений, которые можно использовать в работе по развитию фонематического восприятия с учётом текущего сезона. Для организации некоторых из них используется нестандартный материал, например, пластиковые салфетки для сервировки с рисунками, имеющими зимнюю тематику.

Темочки:

«Снежинки для снеговика»

Для организации игры пригодится салфетка с изображением снеговика и маленькие снежинки, вырезанные из гирлянды.

Зимние логопедические игры для развития фонематического восприятия

Логопед создаёт игровую ситуацию, например, объясняет ребёнку, что снеговик из сказочной страны звуков очень любит снежную погоду, снегопад и предлагает украсить картину снежинками. Для этого нужно внимательно слушать звуки (или слова). Их может произносить логопед от имени какого-нибудь сказочного героя. Вот несколько вариантов разнообразных заданий.

1). «Если услышишь звук «С» (или любой другой звук, надо которым вы работаете, то положи на картину снежинку». В данном случае целью игры является умение выделять звук из ряда других звуков. Логопед произносит ряд звуков, а ребёнок выкладывает на картину снежинки в соответствии с тем, что слышит.

2). Для развития умения выделять звук на фоне слова даётся следующее игровое задание: «Если услышишь слово со звуком «С», то укрась снежинкой картину. Далее логопед произносит ряд слов: «лес, дерево, сани, коньки, маска…и т. п.»

3). Материал можно использовать и с целью дифференциации звуков на слух, например «С»-«З». «Если услышишь слово со звуком «С», укрась картину белой снежинкой, со звуком «З» – золотистой». В конце игры можно выложить из снежинок соответствующие буквы и прочитать стихотворение, например: «З» – налево, «С» – направо, словно в ссоре эта пара.

Фото №1 Развитие ребенка Фото №2 Предлагаю вашему вниманию несколько игр и игровых упражнений которые можно использовать в работе по

«Игры с оленёнком»

Игры с оленёнком организуются аналогичным образом. Используется сервировочная термосалфетка и мелкие предметы: снежинки, льдинки – стеклянные прозрачные камешки, игрушки.

Для игры логопед снова создаёт игровую ситуацию: «Оленёнок хочет покататься на коньках. Давай сделаем ему ледяную дорожку. Когда услышишь в слове звук «Л’», положи льдинку на картинку». Таким образом, получается дорожка из стеклянных камешков для оленя.

Примерно таким же образом можно украсить ёлочку снежинками и игрушками.

Фото №3 Развитие фонематического слуха развитию фонематического восприятия с учётом текущего сезона Фото №4 Для организации некоторых из них используется нестандартный материал например пластиковые салфетки для сервировки с рисунками имеющими зимнюю тематику

«Подарки и угощение»

Для игры нужны заранее приготовленные игровые карточки. Логопед сообщает ребёнку, что Соня приготовила для Сани игрушки в подарок на день рождения. Но она хочет подарить только те предметы, в названии которых есть звук «С». Давай поможем ей разобраться и положить на саночки нужные подарки. Ребёнок выбирает нужные предметы и закрывает соответствующие картинки камешками. На подготовительном этапе логопед сам произносит слова (задание выполняется на слух, а на этапе автоматизации ребёнок сам называет предметы. После этого слова произносятся ещё раз (взрослым или ребёнком) и камешки помещаются на саночки.

Фото №5 Темочки Консультации для педагогов и воспитателей Логопедия Фото №6 Работа логопеда Развитие ребенка Фото №7 Материалы для педагогов Развитие фонематического слуха Фонематический слух

Вторая часть игры проводится аналогично. Здесь мальчик Саня готовит для Сони угощение и везёт их на саночках. Подобную игру можно подготовить для работы над разными звуками.

Фото №8 Консультации для педагогов Темочки Снежинки для снеговика Для организации игры пригодится салфетка с изображением снеговика и маленькие снежинки вырезанные из гирлянды Фото №9 Работа логопеда Логопед создаёт игровую ситуацию например объясняет ребёнку что снеговик из сказочной страны звуков очень любит снежную погоду снегопад и предлагает украсить картину снежинками Фото №10 Для этого нужно внимательно слушать звуки или слова

«Зверятам помогай – картинки, схемы подбирай»Полная версия этой игры имеется в другой моей публикации. Здесь предлагаю вашему вниманию только зимние сюжеты (где герои катаются на лыжах и коньках).

Главной целью игры является обучение позиционному анализу.

Так, взрослый предлагает помочь герою игры научиться определять место заданного звука в слове (начало, середина или конец).

1). Логопед или сам ребёнок выбирают три картинки из конверта. Они размещаются в окошках. Задача ребёнка – подобрать схему к каждой картинке и положить её в прямоугольники.

Фото №11 Их может произносить логопед от имени какого нибудь сказочного героя

2). Логопед размещает схемы в прямоугольниках, а ребёнок подбирает картинки и кладёт их в соответствующие окошки.

Фото №12 Вот несколько вариантов разнообразных заданий

Эти игры тоже можно проводить как на подготовительном этапе, так и на этапе автоматизации звука.

«Пуговки для снеговиков»

Игра развивает навыки позиционного анализа, а также возможности конструктивного праксиса и восприятия цвета.

В начале игры логопед предлагает ребёнку слепить (составить из частей) трёх снеговиков (пуговки для них лежат пока отдельно).

Фото №13 Если услышишь звук С или любой другой звук надо которым вы работаете то положи на картину снежинку

Затем взрослый обсуждает с ребёнком расположение снеговиков: какой из них стоит в начале ряда, в середине, в конце. Затем логопед показывает ребёнку пуговицы и даёт инструкцию: «Слушай слова. Если звук «Л» (или другой звук, над которым вы работаете) будет в начале слова, то укрась пуговкой первого снеговика, в середине – второго. А если звук будет в конце слова, то надо украсить последнего снеговика. Обрати внимание на цвет вёдер и подбирай пуговки по цвету». В результате снеговики становятся нарядными и ребёнок очень доволен! Можно попросить его составить описательные рассказы о снеговиках.

Фото №14 В данном случае целью игры является умение выделять звук из ряда других звуков

Таким образом можно поиграть и с тремя снежинками, расположив их в ряд. При желании, можно задать и цвета, то есть, добавить ещё одну развивающую задачу, но на представленном фото ребёнок раскладывает одинаковые камешки.

Фото №15 Логопед произносит ряд звуков а ребёнок выкладывает на картину снежинки в соответствии с тем что слышит

«Украшение снежинок»

В качестве примера приведу игры на дифференциацию свистящих звуков «С»-«С’»-«З»-«З’» на слух, но возможны разные варианты.

1). Перед ребёнком расположены 4 снежинки, на каждой – буква. Синие буквы символизируют твёрдые звуки, зелёные – мягкие. Логопед предлагает ребёнку украсить снежинки. Логопед произносит слова, а ребёнок внимательно слушает и украшает соответствующую снежинку камешком.

Фото №16 Для развития умения выделять звук на фоне слова даётся следующее игровое задание Если услышишь слово со звуком С то укрась снежинкой картину Фото №17 Далее логопед произносит ряд слов лес дерево сани коньки маска и т

2). Ребёнок произносит слова и раскладывает картинки на соответствующие снежинки. Количество картинок может быть разным.

Фото №18 Материал можно использовать и с целью дифференциации звуков на слух например С З Фото №19 Если услышишь слово со звуком С укрась картину белой снежинкой со звуком З золотистой

Предложенные игры развивают не только фонематическое восприятие. С их помощью можно активизировать словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Новогодний праздник» а также поработать над развитием ориентировки, моторики, конструктивного праксиса.

Желаю Вам успехов!

Публикации по теме:

Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам»Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам» В своей работе логопеды часто используют разного рода предметы. Для того чтобы занятие сделать более интересным, насыщенным, я использую.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры и упражнения на занятиях по программе «Логопедические игры» для дошкольников и родителей «Зимние забавы»Дидактические игры и упражнения на занятиях по программе «Логопедические игры» для дошкольников и родителей «Зимние забавы» На свои занятия - индивидуальные и групповые, я приглашаю родителей. Кто-то весь год присутствует на них, кто-то один-два раза посещает.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группыИнформационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы Название проекта: «Звуковой ручеёк». Тема проекта: развитие фонематического восприятия у детей средней группы. Тип проекта: информационно-игровой,.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Зимние логопедические игры для развития фонематического восприятияЗимние логопедические игры для развития фонематического восприятия Развитие фонематического восприятия является одним из важных направлений работы в процессе формирования правильного произношения как на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Зимние логопедические игры для развития фонематического восприятия
Опубликовано: 21 февраля 2024 в 14:05
+514Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Зимние логопедические игры для развития фонематического восприятия» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурова (УИ 335318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 119.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД