Светлана Догадова
Конспект занятия «Земля — наш дом» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
познавательно - экологического занятия для детей старшего возраста
на тему «Земля - наш общий дом»
Цель: формирование у детей представления о Земле и жизни людей на Земле.
Задачи:
• расширять представления о карте и глобусе (что и каким цветом изображено);
• познакомить с некоторыми странами и континентами;
• закрепить представление о символике России и других стран;
Публикация «Конспект занятия „Земля — наш дом“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на планете Земля, есть жизнь;
• развивать познавательный интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, их деятельности и культуре;
• воспитывать стремление беречь нашу Землю, экономно относится к природным богатствам.
Материалы и оборудование: глобус, карта мира, картинки с изображением животных разных континентов; картинки с изображением людей разных национальностей, изображение символики страны - герб, флаг.
Ход занятия.
1. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, подарите улыбки друг другу. И пройдите на свои места. Отгадайте, о чё м в народе говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».
Я вам помогу догадаться: «Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар».
Наша планета – это огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся еще восемь планет. Но только на Земле есть жизнь.
Послушайте, и отгадайте загадку:
«На нем страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев, моря, без воды» (Глобус)
- Посмотрите на карту и объясните, чем она отличается от глобуса и чем похожа?
Мы уже говорили, что глобус – это круглая модель Земли. А карта - это плоская модель Земли. На ней то - же изображение, что и на глобусе. Можно сказать, что это глобус, разрезанный посередине.
-Для чего это сделано? Как вы думаете? (ответы детей). Правильно, это сделано для удобства в работе. Карту можно повесить на стене, положить на стол, напечатать в книге.
-В какие цвета раскрашены глобус и карта? (В голубой, белый, желтый и зеленый).
- Посмотрите, какого цвета на планете больше всего?
- Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?
- А что может обозначать белый цвет? Жёлтый и коричневый?
- А что обозначено зеленым цветом?
2. Наша планета состоит из материков, которые омываются морями и океанами. Антарктида – самый холодный материк Земли, на большей части которого нет ни растений, ни животных. Лишь в прибрежных районах встречаются мхи, лишайники и водоросли. Безжизненные берега Антарктиды оживляют пингвины. Вблизи колоний пингвинов часто можно увидеть снежного буревестника, голубоглазого баклана, поморника (показ картинок с изображением животных). Вся жизнь животных Антарктики связана с океаном. Живут там якуты, нанайцы, эвенки, ханты (показ картинок с изображением людей в национальной одежде). На карте он изображен белым цветом, потому что покрыт льдом.
Самый большой материк называется Евразия. Мы живём на нём.
Европа. Часть Евразии. Здесь живёт 700 млн. человек. В Европе более 40 стран. В этих странах проживают люди разных национальностей: русские, французы, немцы, украинцы, латыши, эстонцы (показ картинок с изображением людей в национальной одежде). Азия – часть Евразии, в Азии проживает более половины населения мира. На территории Евразии проживают разные народы: индийцы, японцы, китайцы, евреи, вьетнамцы и др. (показ картинок с изображением людей в национальной одежде). У каждого народа свои обычаи, своя культура, свой язык. Каким цветом изображён на карте этот материк? Почему?
Африка – второй по величине континент мира. В Африке находятся 50 государств. Основное население Африки – чернокожие и многие народы Африки говорят на арабском языке (показ картинок с изображением людей в национальной одежде). Каким цветом изображён на карте этот материк? Почему?
Северная Америка – третий по величине континент в мире. Население – американские индийцы (показ картинок с изображением людей в национальной одежде). Каким цветом изображён на карте этот материк? Почему?
Южная Америка – четвёртый по величине континент. Здесь расположено 13 государств. Большинство жителей говорят по-испански, лишь в Бразилии говорят по-португальски (показ картинок с изображением людей в национальной одежде). Каким цветом изображён на карте этот материк? Почему?
Австралия – самый маленький материк. Он расположен в южной части восточного полушария. Климат Австралии сухой, поэтому растительность на большей её части скудная. На территории Австралии – только одно государство Австралия. Жители – переселенцы из Европы, коренных жителей осталось мало (показ картинок с изображением людей в национальной одежде). Каким цветом изображён на карте этот материк? Почему?
На этих материках живут различные животные. Где живет кенгуру? (Кенгуру живет в Австралии). Где живет слон? (Слон живет на территории Африки). Где живет медведь? (показ картинок с изображением животных).
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Повернись вокруг себя,
Раз - туда, два - сюда!
Руки кверху все подняли,
Раз - присели, два - привстали!
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
3. - Какие страны вы знаете? Как называется наша страна?
-У каждой страны есть главный город, в котором работает её правительство, это – столица. Назовите и покажите столицу России. Показать на карте столицы других стран.
-У каждой страны своя символика: флаг, герб, гимн. Покажите флаг России (рассматривание флагов разных государств).
- Расскажите, что обозначают цвета на нашем флаге? (Белый – цвет мира, синий – вера, верность, красный – цвет силы)
4. Игра с мячом «Страна и ее жители» Япония, Франция, Англия, Армения, Россия, Китай, Индия, Эстония, Узбекистан, Латвия, Венгрия, Чехия, Канада, Бразилия, Португалия, Казахстан, Израиль, Германия, Австралия, Корея
5. У каждого народа есть свои традиции, культура, язык, сказки, песни, игры, загадки, но все они о том, что нас окружает. Я предлагаю вам послушать иностранную загадку, а затем русскую загадку, а отгадка у них будет одна.
Немецкая загадка: у меня есть чёрный носик, у меня есть красный рот, я люблю безумно кошек, а они наоборот.
Русская загадка: с хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком (Собака).
Немецкая загадка: очень рано я встаю, утром спать не даю, вот мой красный гребешок, а зовусь я…
Русская загадка: не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами (Петух).
Корейская загадка: в молодости зелёное носит, а в старости – жёлтое. Что это? Русская загадка: без окон, без дверей полна горница людей (Огурцы).
Шведская загадка: что свободно входит в окно, а в комнате не помещается?
Русская загадка: красный пряник в небе есть, никому его не съесть (Солнце).
Шведская загадка: у какого когтистого зверя следы без когтей.
Русская загадка: ночью не спит, мышей сторожит (Кот).
6. - Должны ли люди беречь свой общий дом - планету Земля?
- Как это можно сделать? Зачем?
7. ИТОГ: - Что нового узнали? Что бы рассказали дома о планете Земля?