Марина Мишкинене
Конспект занятия «Здравствуй, Зимушка-зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:"Здравствуй, гостья - Зима!"
Цели: 1) Образовательные:
- Формировать умение образно описывать содержание, колорит и настроение картины, понимать ее замысел; желание видеть и слышать красоту окружающего мира.
- Учить создавать зимний пейзаж с помощью различных изобразительных техник. Находить красивое композиционное решение.
- Создавать условия для совместной музыкально - творческой деятельности.
- Углублять знания о зиме.
2) Развивающие:
- Развивать чувство колорита, эстетического восприятия;
- Развивать логическое мышление (учить устанавливать причинно - следственные связи);
Публикация «Конспект занятия „Здравствуй, Зимушка-зима!“» размещена в разделах
- Развивать интерес к зимней природе.
3) Воспитательные;
- Воспитывать чувство любви к родной природе;
- Воспитывать любознательность.
4) Здоровьесберегающие:
- Профилактика переутомления детей на занятии.
5) Развитие словаря:
- Продолжать развивать связную речь детей;
- Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
- Активизировать словарь;
- Обогащать лексику синонимами.
Развивающая среда: Репродукция зимних пейзажей, картины И. И. Шишкина «Зима»;пиктограммы; детские рисунки на зимнюю тему; аудиозаписи песен, пьесы П. И. Чайковского «Январь»; мяч – «снежок»; снежинки с заданиями, ватман; вырезанные силуэты деревьев, животных, нарисованные детьми.
Предварительная работа:
- Наблюдения на прогулке;
- Беседа и рассматривание репродукций зимних пейзажей;
- Рисование зимних пейзажей;
- Чтение и разучивание стихов, песен о зиме- Слушание музыкальных классических произведений.
Интеграционные области: познание, коммуникация. художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, здоровье.
Ход занятия.
(звучит музыка)
Воспитатель: Отгадайте, ребятки, про кого моя загадка?
Кто поляны белит белым на стенах пишет мелом?
Шьет пуховые перины, разукрасив все витрины?
Дети: Зима!
(Выставляется картина с изображением зимы, по периметру наклеены снежинки с заданиями. В ходе занятия вызванные дети снимают снежинки с заданиями.)
- Отгадаем загадки про зимние месяцы.
1) Дни его - всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега
Только месяц тот пройдет – мы встречаем Новый год. (Декабрь.)
2) Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.
Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это? (Январь.)
3) Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели на деревню налетели
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Что, скажи, за месяц это? (Февраль.)
- Сколько зимних месяцев назвали?
- Сколько всего месяцев в году?
- А какой сейчас месяц?
Воспитатель: Чтобы порадовать нашу гостью, давайте поиграем в «Зимние слова».
(Дети, встав в круг, называют «зимние» слова: метель, вьюга, снеговик, снежинка, мороз и т. п.)
- Почему эти слова «зимние» ?
Воспитатель: Молодцы! Думаю, зима довольна. Когда вы слышите слово «зима», что вы представляете?
Дети: Снег.
Воспитатель: Я начну читать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад»,, а вы, добавляйте подходящие по смыслу слова – родственники слову снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю … снег.
С неба все скользят пушинки – серебристые … снежинки.
На поселок, на лужок все снижается … снежок.
Вот веселье для ребят – все сильнее … снегопад.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … снежки.
Словно в белый пуховик, нарядился … снеговик.
Рядом – снежная фигурка – это девочка … Снегурка.
На снегу – то, посмотри, с красной грудкой … снегири.
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил … снег.
Воспитатель: Что вы можете сказать о зиме в наших краях? Какая она?
Дети: Мягкая, теплая, пасмурная, дождливая, сырая, иногда бывают морозы.
Воспитатель: Что еще можете сказать о зиме?
Дети: Зимой, когда идет снег, очень красиво, можно играть в снежки, кататься на санках, …
Воспитатель: А у зимы есть недостатки?
Дети: Бывают снежные заносы, метели, вьюги гололед, дуют северные сильные ветры, стоят крепкие морозы.
Воспитатель: Влияет ли погода на ваше настроение?
(Подвести детей к пиктограммам.) Когда идет снег и на улице не очень холодно, безветренно, какое у вас настроение? Скажите и покажите соответствующую пиктограмму.
Дети: Веселое, радостное, довольное, счастливое, чудесное, прекрасное (показывают и объясняют). .
Воспитатель: А если на улице сильный колючий ветер или вместо пушистого снега пошел дождь, каким становится ваше настроение?
Дети: Грустным, печальным, недовольным, безрадостным.
Воспитатель: Хочу поднять ваше настроение. Немного вас взбодрить.
Игра «Покажи. Угадай.»
(Дети делятся на две команды, одной дается тихо задание ( например: показать игру в снежки, катание на коньках, лепка снеговика и т. д.) другая должна отгадать, что показали).
Воспитатель: Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая, или белоснежная, веселая, волшебная, чудесная. За ее красоту люди придумали ей ласковые, красивые названия. Я прочитаю отрывки из стихотворения, а вы постарайтесь запомнить те выражения, в которых называют зиму по – особому.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, зимушка-зима!
(Дети называют)
Воспитатель: А какие вы знаете стихи, в которых зиму называют по –особому и как?
(Дети зачитывают отрывки и называют)
- Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница – зима.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Здравствуй, Гостья – Зима,
Просим милости к нам,
Песни Севера петь
По лесам, по полям.
Воспитатель: Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение каждый по своему, и рассказывают нам: поэты… в стихах, композиторы … в звуках музыки, художники… в картинах. Закройте глаза и послушайте пьесу П. И. Чайковского «Январь» из цикла – «Времена года» (Дети слушают.) Какую музыку вы представили, слушая это музыкальное произведение?
Дети: Сказочную, красивую, радостную, но непостоянную, то тихую и спокойную, то ветренную,стремительную…
Воспитатель: Хотите отправиться в зимний лес и посмотреть, как зима там хозяйничает? Оденемся потеплее: в лесу холодно и морозно.
«На одной ножке покружитесь и в лесу вы окажитесь!»
(Открыть картину И. И, Шишкина «Зима»)
- Представим, что мы с вами в этом лесу. Посмотрите вокруг, прислушайтесь. Что вы слышите?
Дети: В лесу тишина.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей.)
А где – же птицы? Как мы можем облегчить жизнь птицам зимой?
Воспитатель: Чем пахнет воздух в лесу? (смолой, хвоей, свежестью, морозом)
Воспитатель: Посмотрите на этот лес и расскажите: какой он?
Дети: Таинственный, неподвижный, большой, дремучий, спящий, заколдованный, сказочный, снежный…
Воспитатель: В лесу хорошо, но нам пора возвращаться в детский сад. «На одной ножке покружитесь и в саду окажитесь.» Вот и закончилось наше путешествие. Вижу оно вам понравилось. У вас хорошее, приподнятое настроение. Сейчас вы станете художниками создадите коллективную картину – пейзаж зимнего леса. (Предложите детям подойти к столам, на которых приготовлены листы ватмана, вырезанные силуэты деревьев, животных, снежинки. Дети создают пейзаж из заготовок.)
Воспитатель: Наша гостья – Зима осталась довольна втречей с вами. (читаем на снежинках) Молодцы!