Ольга Лаптева
Здоровьесберегающий проект в младшей разновозрастной группе в рамках конкурса проектов в ДОУ «За здоровьем в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в младшей разновозрастной группе
«За здоровьем в детский сад».
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Всемирная организация здравоохранения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ – это технологии воспитания культуры здоровья детей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребенка к здоровью человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, навыков личной гигиены, правил безопасного поведения на дорогах и в быту, соблюдение режима дня, позволяющие дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Публикация «Здоровьесберегающий проект в младшей разновозрастной группе в рамках конкурса проектов в ДОУ „За здоровьем в детский сад“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В ДОУ созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение ДОУ оборудованием, игрушками, играми и пособиями.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Авторы проекта : воспитатели МКДОУ БГО детский сад № 21 комбинированного вида Лаптева О. В.
Вид проекта : информационный, практико-ориентированный.
Тип проекта : групповой
Сроки реализации: с 21.03.2016г. по 31.03.2016г.
Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители.
Проблема: В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Актуальность: Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Цели:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Применительно к педагогам – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи:
1. Анализировать состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
2. Организовать здоровьесберегающее образовательное пространство в ДОУ.
3. Установить контакты с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
4. Освоить педагогам ДОУ методики и приёмы здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
5. Внедрить разнообразные формы работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
6. Провести работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Предметно-развивающая среда:
-групповая комната, в которой для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, дидактические игры; массажные коврики для профилактики плоскостопия, сенсорная тропа, резиновые коврики, массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли и другое;
- имеются различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, гимнастик для глаз, психогимнастик, бодрящих гимнастик после сна, прогулок, картотека упражнений игрового стретчинга, картотека упражнений на фитбол - мячах, картотека игр игротерапии, и др.
- в группе имеется спортивный центр, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
-развивающие игры, центр воды и песка;
- информационный стенд с консультациями для родителей от узких специалистов: педагог – психолог; учитель – логопед; инструктор по физическому воспитанию.
Формы реализации проекта : беседы, занятия, самостоятельная деятельность детей, спортивный досуг «Поможем зайчику быть здоровым», гимнастики, нетрадиционные методы работы с детьми по профилактике заболеваний, игры, работа с родителями, анкетирование, диагностика.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей следующих представлений:
• что такое здоровье и как его сберечь;
• что такое режим дня, гигиена ;
• о самых значимых витаминах, в чём они содержатся и как влияют на здоровье;
• о том, что есть полезные и неполезные продукты, какие они;
• что такое микробы и вирусы;
• какие бывают болезни, что их вызывает;
• правила оказания первой помощи.
Этапы проекта по здоровьесберегающим технологиям.
Первый этап: подготовительный.
1. Диагностика знаний о ЗОЖ (воспитатели).
2. Диагностика уровня заболеваемости детей на начало учебного года (медсестра).
3. Беседа о способах закаливания организма (медсестра).
4. Тестирование по физической подготовке (инструктор по физической культуре)
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Анкетирование для родителей.
Второй этап: основной.
Работа с детьми.
Комплексно - целевая работа по формированию здорового образа жизни у детей младшей разновозрастной группы :
Познавательное развитие.
Беседы: «Мой организм» (уточнить знания детей о названии и местоположении разных органов и частей тела); «Чем отличается здоровый человек от больного» (дать представления о понятии «здоровье» и «болезнь», «Чистота – залог здоровья» (правила и предупреждение инфекционных заболеваний, «Что такое личная гигиена» ( гигиена тела: уход за кожей, волосами и ногтями, «Гигиена питания» (мытье овощей и фруктов, правила ухода за посудой, «Режим дня» (дать представление, уточнить значение для организма, «Питание – основа жизни» (дать представление об основных питательных веществах, «Здоровые зубы» (рассмотреть алгоритм правильной чистки зубов, «Основы личной безопасности и профилактики травматизма» (безопасное поведение на дорогах, «Осторожно, таблетки!» (осторожное обращение с лекарственными препаратами, которые хранятся дома).
Занятия из серии «Здоровье» по темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – орган зрения» и др.
Просмотр:
мультфильмов «Мойдодыр», «Федорино горе»,
презентаций «Правила поведения на прогулке», «Витамины», «Спорт-залог здоровья».
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы:
В. Даль «Война грибов и ягод»,
К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»,
Ю. Тувим «Овощи», Загадки об овощах и фруктах,
А. Барто «Девочка чумазая»,
Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»,
Маша Трауб «Съдобные сказки»,
Вадим Коростылев «Королева Зубная щетка»,
А. Барто «Я расту»,
пословицы, поговорки, потешки.
Художественное творчество.
Аппликация: «Витаминная корзина»
Лепка «Фрукты»,
Рисование: «Овощи на тарелке»
Закрепление полученных знаний в игровой деятельности:
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поварята», «Магазин»
Дидактические игры: «Умею — не умею», «Правила гигиены», «Мой день», «Кто я», «Эстафета», «Полезная и вредная еда».
Подвижные игры:
Педагоги в работе с детьми используют следующие здоровьесберегающие технологии :
Закаливающие мероприятия:
- соблюдение температурного режима в течение дня;
- правильная организация прогулки и ее длительности;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
- облегченная одежда для детей в детском саду;
- сон в трусах;
- дыхательная гимнастика после сна;
- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи.
Создание условий организации оздоровительных режимов для детей :
- Соблюдение режимных моментов: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
- достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.
- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
- Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Динамические паузы (физкультминутки) - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей: «Буратино потянулся», «По ровненькой дорожке», «Зайка», «Едем, едем на машине», и др. (картотека физкультминуток)
Релаксация - в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии : «Цветок», «Напряженье улетело», и др. (картотека релаксаций)
Подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате : «Ловишки», «Лохматый пес», «Мышеловка», «Арбуз», «Школа мяча», «Догони мяч», и др. (картотека подвижных и малоподвижных игр)
Гимнастика пальчиковая - индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами: «С ветки ягодки снимаю», «Кораблик», «Замок», «Маленькая мышка», «Я хочу построить дом», и др. (картотека пальчиковых игр).
Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Комплексы. (картотека гимнастики для глаз)
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста : «Подуй на бабочку», «Надуй шарик», «Вырасти большой», и др. (картотека дыхательных гимнастик).
Гимнастика после сна: Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Комплексы. (картотека гимнастик после сна).
Технологии обучения здоровому образу жизни :
Утренняя гимнастика-проводится ежедневно 8-10 мин. (картотека утренней гимнастики).
Физкультурное занятие - 2 раза в неделю в групповой комнате, 1 раз – на улице. Занятия проводятся в соответствии с программой ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Активный отдых: на участке ДОУ имеется спортивное оборудование, позволяющее обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Самомассаж в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста.
Коррекционные технологии.
Технологии музыкального воздействия - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. (использование музыки при проведении утренней гимнастики, релаксации, на физкультурных досугах, как фон на занятиях различной направленности).
Сказкотерапия. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. («Обожает сладкое», «Не хочет есть», «Не хочет спать», «О тех, кто не любит умываться» и др.)
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) : «»Улыбка», «Шарик», «Часики», «Сдуй ватку с ладошку», и др. (картотека артикуляционной гимнастики).
Сенсорная тропа играет важную роль в формировании стопы ног, координации, профилактике плоскостопия.
Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога:
Стретчинг – упражнения на растяжку и гибкость: «Пчелка», «Петушок», «Горка», и др. (картотека упражнений игрового стретчинга).
Упражнения на фитбол - мячах. Коррекция осанки. «Успей передать», «Пингвины на льдине», и др. (картотека упражнений на фитбол-мячах).
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Игротренинги – комплексные занятия с детьми на развитие всех каналов восприятия: прием неожиданности «Перестановка спортивного оборудования», визуальный – «Контакт глазами» (использование мимики и жестов, кинестетический
(поглаживание ребёнка по тыльной части головы, мягкое прикосновение рукой до плеча, рукопожатие, принцип «эстафеты» (поочерёдное выполнение детьми определённых действий, игровое упражнения на релаксацию «Цветы и художник», и др.
Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей.
(картотека игр с пуговицами).
Современные формы закаливания:
Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке.
В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.
«Рижский метод» - топтание на гальке в солевом растворе.
Работа с родителями:
Технологии валеологического просвещения родителей:
• Информационные стенды для родителей: в каждой группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);
• Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
• Информационные стенды инструкторов по физической культуре;
• Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, и др.);
• Ситуационные беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения на темы :
«Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний», «Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении», «Значение режимных моментов для здоровья ребенка», «О питании дошкольников», «Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома», «Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников», «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка».
Родители проявили большую заинтересованность по теме проекта, это выразилось и в желании оказывать помощь разного рода :
• Оформление буклета для родителей по теме проекта.
• Изготовление своими руками «дорожки пробуждения».
• Приобретение спортивного инвентаря.
• Посещение консультации за круглым столом с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога – психолога, медицинской сестры, врача).
Третий этап – заключительный.
В результате реализации данного проекта, поставленные задачи были реализованы в полном объеме:
1. Сформированны навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
3. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
4. Улучшение и сохранение показателей здоровья дошкольников (диагностика здоровья).
Итоги реализации проекта :
Спортивный досуг «Поможем зайчику быть здоровым».
Презентация «Здоровый выходной в моей семье».
Организация выставок детских работ.
Фотостенд «За здоровьем в детский сад».
Пополнение сайта ДОУ информацией о проекте.