Дилара Сутенова
Здоровьесберегающие технологии: возможности их применения в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Бадриева Л. Ш. (Badrieva L.Sh.,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
Сутенова Д. К. (Sutenova D.K.,
воспитатель первой квалификационной категории.
МДОУ «ЦРР – д/с № 67»Россия, г. Магнитогорск
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ : ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES : POSSIBILITIES OF THEIR APPLICATION IN KINDERGARTEN
Публикация «Здоровьесберегающие технологии: возможности их применения в детском саду» размещена в разделах
Аннотация: Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни. В современном обществе - проблема сохранения и укрепления здоровья детей остается самой актуальной. Разные формы и приёмы здоровьесберегающих технологий используются в нашем дошкольном учреждении: цветотерапия, песочная терапия, релаксация, психогимнастика, дыхательная гимнастика, закаливание, бассейн, профилактика плоскостопия, самомассаж, гимнастика после пробуждения, босоногохождение, спортивные кружки.
Abstract : Health-saving technologies are a system of measures that includes the interconnection and interaction of all factors of the educational environment aimed at maintaining the health of the child at all stages of his education and development. The goal of health-saving educational technologies is to provide the child with the opportunity to maintain health, to form the necessary knowledge, skills, and skills of a healthy lifestyle. In modern society, the problem of preserving and strengthening children's health remains the most urgent. Various forms and methods of health-saving technologies are used in our preschool institution : color therapy, sand therapy, relaxation, psycho-gymnastics, breathing exercises, hardening, swimming pools, prevention of flat feet, self-massage, gymnastics after waking up, barefoot walking, sports clubs.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, закаливание, гимнастика, цветотерапия.
Key words : health, health-saving technologies, hardening, gymnastics, color therapy.
Проживая в мегаполисе, где много промышленных предприятий сохранить здоровье, особенно детское, очень сложно. В современном обществе - проблема сохранения и укрепления здоровья детей остается самой актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний, но и о полном физическом и психическом развитии детей, результаты научных исследований доказывают: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Растет число детей, страдающих различными заболеваниями.
Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа для родителей и воспитателей. Родителей воспитанников педагогический коллектив ДОУ знакомит с формами работы по оздоровлению детей через мастер-классы, открытые мероприятия, беседы. Раскрывает здоровьесберегающие технологии, которые использует в работе и формирует здоровый образ жизни в семье.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. [2]
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни. [2]
Рассмотрим некоторые формы и приёмы здоровьесберагающих технологий используются в нашем дошкольном учреждении: цветотерапия, песочная терапия, релаксация, психогимнастика, дыхательная гимнастика, закаливание, бассейн, профилактика плоскостопия, самомассаж, гимнастика после пробуждения, босоногохождение, спортивные кружки.
Гимнастика после пробуждения. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. [3]
Вариант выполнения, используемый в ДОУ:
Комплекс гимнастики после дневного сна обычно длится 5-7 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей.
1. Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой самомассаж и пальчиковую гимнастику.
2. Далее дети выполняют общеразвивающие упражнения (см. примеры) в помещении с контрастной температурой воздуха, выполняют упражнения с тренажерами (какие есть, !
3. Заканчивается гимнастика после дневного сна умыванием.
В любой комплекс следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на детскую самостоятельность. Дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс. При разработке комплексов гимнастик использовались материалы потешек, пестушек народов Южного Урала.
Пример :
Потягушки, потягушки,
Поперек толстунушки, (дети потягиваются)
А в ноги ходунки, (шаги в воздухе)
А в руки хватунки. (ритмично сжимают пальцы)
А в роток говорок, (причмокивают)
А в голову разумок. (покачивают головой)
Самомассаж - массаж, который ребенок выполняет сам. Дети, начиная с младшего возраста очень любят этот метод оздоровления, выполняют с удовольствием и радостью. Также используется народный фольклор.
Пример :
С гуся вода, (поглаживания правой руки сверху вниз)
С лебедя вода, (поглаживания левой руки сверху вниз)
А с моего детятки (поглаживания тела сверху вниз)
Вся худоба. – (поглаживания тела сверху вниз)
Не пустой лес, (пальцами пробегают по животу)
Не большую воду (похлопывания по ногам до колена)
Под гнилую колоду. (встряхивания рук)
В осенне-зимний период с детьми мы используем точечный массаж. Это массаж на определенные точки на теле, который помогает предотвратить развитие многих заболеваний и укрепить иммунитет. Упражнения точечного массажа не только способствуют снижению заболеваемости, но и помогают учить детей сознательно заботиться о своём здоровье.
В младших дошкольных группах и группах раннего возраста применяется босоногохождение. Воспитателями разработана программа «Волшебные стельки» - это внедрение разновидности «дорожек здоровья». Для самых маленьких воспитанников лучший вариант босоногохождения+закаливания+самомассаж.
В летнее время года удобно использовать «дорожки здоровья», расположенные на спортивном участке, как профилактику плоскостопия+солнечные ванны.
Дыхательная гимнастика
Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. [1] Дыхательная гимнастика проводится в форме веселой разминки. Основная цель таких разминок – приучить ребенка к правильному дыханию.
Пример :
«Сердитый индюк». Делаем спокойный вдох, на выдохе произносим слоги «ба-бо-бу» и одновременно постукиваем пальчиками по крыльям носа.
«Лев рычит». Сжимаем пальцы рук в кулаки. Вдох. Во время вдоха очень широко открываем рот и высовываем язык как можно дальше, пытаясь им достать до подбородка. Делаем выдох, с выдохом разжимаем пальцы рук.
«Ветерок». Ребенок, проговаривая слова дышит глубоко, спокойно, стараясь на выдохе произносить по слогам.
Шу-шу-шу,
Сейчас тихо я шуршу.
Эй-эй-эй
Дую, дую по быстрей!
Ша-ша-ша
И метель пошла.
Повторяется упражнение 5-7 раз.
В старших группах, педагоги выделяют 2-3 минуты перед началом занятий «Развитие речи» и «Обучение грамоте» для выполнения дыхательной гимнастики - это помогает расчленять слова на слоги, что очень важно при фонематическом разборе слов и правильном проговаривании слов.
Закаливание — это один из самых лучших методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний. Закаливание водой. В старших дошкольных группах до утренней гимнастики и после приема пищи практикуем полоскание рта и горла водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания. Цель закаливания - тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям. [4]
Умывание - после каждого приема пищи, после прогулки, а так же после сна (t воды + 28 +20, ежедневно (все группы).
Контрастное обливание рук по локоть – после сна (нач. t воды +18 +20 - 20 – 30 сек. (все группы). Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому воспитатели проводят их после дневного сна.
В детском саду есть плавательный бассейн. Пользу воды для оздоровления люди заметили давно, но в нашем регионе теплое время длится не очень долго. Дети любого возраста любят плавать, резвиться в воде. На занятиях с инструктором ребенок не только учится плавать, перестает бояться воды – это еще дополнительный бонус закаливания. Теплый пол, температура воды (+29-31 С, разогревающая гимнастика перед погружением в воду – все способствует оздоровлению детей. Специально разработанная программа кружка «Дельфиненок» позволяет инструктору по плаванию заниматься с каждой группой 2 раза в неделю.
Также в нашем ДОУ проводятся такие закаливающие мероприятия как кислородный коктейль. Кислородный коктейль дается 3 раза в год по 1 месяцу в медицинском кабинете. Польза кислородного коктейля несомненна - он поступает в ЖКТ, где пузырьки с кислородом лопаются, а кислород впитывается стенками желудка и кишечника, после чего немедленно начинает выводить токсины, ускорять обмен веществ, нормализовать работу печени. Кислородный коктейль при регулярном употреблении активно укрепляет иммунную систему, за счет ускорения всех процессов и улучшения их протекания самым естественным образом восстанавливается нормальный здоровый сон, психические и физические силы. Исчезают любые проявления депрессии.
Цветотерапия - это коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета можно добиться отличных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.
Положительное влияние цвета на психику человека первым обнаружил Гете: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».[7]
В нашем детском саду есть сенсорная комната. Богатое насыщение комнаты позволяет использовать цветотерапию и песочную терапию. Педагоги с детьми проводят песочную терапию-это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. [1] Столы с песком подсвечиваются разнообразными цветами, что создает эффект разного цвета песка - это благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка. А игры с цветным песком отлично развивают мелкую моторику, воображение и фантазию. Лавовая лампа – декоративный светильник, представляет собой прозрачную стеклянную ёмкость (обычно цилиндр) с прозрачной жидкостью и полупрозрачным парафином. [1] Медленное движение разноцветных слоев внутри лавовой лампы помогает ребенку расслабиться, снять стресс и настроится на положительный волну во время занятий и игр.
Пример :
Дидактическая игра «Сделай радугу»
Детям предлагается «зажечь радугу», т. е. выложить из цветного песка дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются между собой. Следует учитывать психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям подвижным и активным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.
Есть такая форма работы: чтение художественной литературы, ее тоже применяем, как одну из форм цветотерапии.
- Семь цветных сказок.
-Хотите я расскажу вам семь сказок?
- А какие они будут?
-Одна желтая, другая зеленая, потом голубая, потом красная, еще синяя и лиловая, а самая последняя оранжевая, про девочку у которой было много разноцветных передников и мамин лиловый зонт. Чтение таких сказок активизирует логику, уменьшает эмоциональную нестабильность, развивает воображение.
Сочинение цветных сказок, как в группе, так и дома с родителями. Понятно, что яркие сказки, например, желтая и красная, зеленая и оранжевая получаются веселые, красочные, а вот черная наоборот. Но ведь и черную краску можно преобразить, добавив в нее немного цвета и фантазии. [6]
И в заключении можно сделать следующие выводы:
1. Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является одним из основных приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ, педагогами успешно решается задача по снижению эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
2. Здоровьесберегающие технологии протекают через весь образовательный процесс в виде: физминуток, оздоравливающих гимнастик, дыхательных упражнений, релаксирующих упражнений и т. п. Это способствует повышению иммунитета у дошколят, ненавязчивому формированию здорового образа жизни. Тесное взаимодействие с родителями воспитанников даёт положительные результаты, они с удовольствием принимают участие в жизни детского сада, приобщаясь к здоровому образу жизни.
3. Таким образом, здоровьесберегающие технологии и их широкое применение способствует уменьшению заболеваемости детей, приобщению дошкольников к здоровому образу жизни и успешной реализации задач одной из образовательных областей «Физкультурное развитие». Опыт работы педагогического коллектива показывает положительную динамику в оздоровлении детей при устойчивом применении перечисленных форм работы.
Список использованной литературы:
1.https://ru.wikipedia.org/
2. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-na-temu-zdorovesberegayuschie-tehnologi.html
3.https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-roditeljam-po-razvitiyu-u-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-navykov-zdorovogo-obraza-zhizni.html
4.https://www.maam.ru/detskijsad/material-k-seminaru-dlja-st-vospitatelei-zakalivanie-v-detskom-sadu.html
5. Под ред. А. И. Копытина Диагностика в арт-терапии. - СПб. :Речь, 2005. - 80с.
6. https://www.maam.ru/detskijsad/cvetoterapija-kak-sposob-korektirovki-psihoyemocionalnogo-sostojanija-rebyonka.html