Любовь Чижикова
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача учителя – научить школьников с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Важно подготовить детей к жизни. В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии :
Темочки:
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
«Технологии сохранения и стимулирования здоровья»,
«Технологии обучения здоровому образу жизни»,
«Коррекционные технологии».
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
Цели здоровьесберегающих технологий :
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровый образ жизни — это не просто знания, а правильное поведение в различных ситуациях. Поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Ребёнка можно назвать здоровым, если он: физическом плане – умеет преодолевать усталость, в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность,
в нравственном – честен,самокритичен, в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Требования к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения : гигиенические условия в классе, благоприятный психологический климат на уроке, разнообразие видов учебной деятельности и их чередование, использование методов, способствующих активизации инициативы динамические паузы.
Мною используются занимательные элементы на уроках, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии. Это позволяет избежать утомления учащихся. Физминутки для урока я подбираю разнообразные, включающие упражнения по формированию осанки, по укреплению зрения, мышц рук, упражнения для отдыха позвоночника, для ног, релаксационные.
Особенно нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.
Приведу пример:
Мы писали, мы считали,
И тогда мы дружно встали,
Ручками похлопали:
Раз, два, три.
Ножками потопали:
Раз, два, три.
Встали, сели,
Встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём!
Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока.
В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их проведения 3-5 минут.
На уроках использую пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти рук, снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Приведу пример:
«Замок»
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
(быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули…
(тянем кисти в стороны)
Покрутили…
(волнообразные движения)
Постучали…
(пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)
И открыли!
(пальцы расцепились)
Упражнения по укреплению зрения:
Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
Гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
Приведу пример:
Дружно сделаем зарядку.
Станем прямо, ноги шире,
Мяч поднимем – три-четыре,
Поднимаясь на носки,
Все движения легки.
Все движения разучим,
Станем крепче мы и лучше.
Будем прыгать высоко, как кузнечики – легко.
Будем чаще наклоняться, приседать и нагибаться.
Приведу пример техники релаксации. Используется метод подражания.
Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 – 20 секунд.
«Медвежьи покачивания».
Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.
Во внеурочной деятельности я использую рабочую тетрадь для школьников «Две недели в лагере здоровья» авторы М. Безруких, Т. Филиппова, А. Макеева. Это позволяет формировать необходимые знания, умения и навыки у детей по здоровому образу жизни. Дети с удовольствием участвуют в декаде по физвоспитанию. Проходят занятия по валеологии. Важно ежедневно в работе использовать здоровьесберегающие технологии