Евгения Медведева
Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы компенсирующей направленности
«Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
/В. А. Сухомлинский/
Эти слова нашли своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Одним из средств решения обозначенной задачи становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслима педагогическая деятельность современного дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Что же такое здоровьесберегающие технологии? Это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей (Виноградова Н. И.) Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми способствует сохранению и укреплению здоровья, повышает качественный уровень физической подготовки, развивает личностные и творческие способности и возможности дошкольника.
В моей деятельности использование здоровьесберегающих технологий стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Образовательная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на преодоление нарушений речи, ориентирована на:
- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;
- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;
- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,
- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.
Рассмотрим здоровьесберегающие технологии, которые применяются в коррекционной работе нашей группы.
Первое что можно выделить – это различные виды гимнастик.
1. Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки, насыщает организм кислородом, улучшает обменные процессы, выводит из стресса, повышает иммунитет. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
• «Ветерок», «Баскетбол», «Сдуй снежинку», «Фокусник» и т. п.
• «Счет/Обратный счет», «Наращивание слов в предложении»
2. Артикуляционная гимнастика
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
• «Заборчик», «Хоботок», «Качели», «Часики», «Чашечка» и др.
3. Бодрящая гимнастика после сна
Считаю важной в своей практике, так как во время сна все процессы в организме замедляются, сразу после пробуждения у ребёнка снижена скорость реакции, чувствительность, умственная и физическая работоспособность. Для того чтобы полностью проснуться, детскому организму требуется достаточно продолжительное время. Гимнастика после сна помогает быстрее перейти в состояние бодрствования.
4. Гимнастика для глаз
Является профилактикой нарушений зрения, снятие напряжения с глаз, тренировка зрительно-моторной координации. Провожу в середине занятия с большой зрительной нагрузкой и обязательно на занятиях с использованием информационных компьютерных технологий.
5. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Пальчиковую гимнастику провожу в любой удобный отрезок времени и как часть каждого занятия.
6. Массаж кистей рук с помощью кольца и шарика Су-Джок. Такой массаж оказывает благотворное влияние на весь организм, также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, способствует развитию речи, внимания, памяти.
7. Кинезиологические упражнения помогают активизации мыслительной деятельности: позволяют улучшить у воспитанников память, внимание, речь, мелкую среднюю и крупную моторику, снизить утомляемость, а также усилить способность к произвольному контролю.
• «Кулак-ребро-ладонь»
• «Ухо-нос-хлопок»
• «Лезгинка»
8. Логоритмические упражнения способствуют улучшению выразительности движений, ритмичности, четкости, плавности. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.
• Игра «У дяди Абрама»
Сначала игроки заучивают слова: У дяди Абрама было семь сыновей, они не ели, они не пили, и не скучали никогда.
Правила: Слова произносятся быстро и ритмично. Потом добавляется: "Левая нога!"
И начинают двигать левой ногой. Продолжая движение, считалка повторяется и говорится: "Левая нога, правая нога!"
И добавляется движение правой ногой. И постепенно идет движение всеми частями тела: ногами, руками, плечами, головой, глазами, языком и т. д.
Что развивает игра: Развивать внимание, ловкость, координацию движений. Повышать двигательную активность.
9. Релаксация – мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Использование различных здоровьесберегающих технологий позволяют сделать работу с воспитанниками более динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, а результаты коррекционного воздействия положительными.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.