Папки-передвижки

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей

Лариса Татаренко
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. В своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и очень важна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Публикация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей» размещена в разделах

Исходя из этого, я поставила цель совместной работы с родителями:

• формирование активной позиции родителей;

• привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями;

• определение и разработка вариативных форм и методов работы с родителями; технологии эффективного взаимодействия логопеда и родителей, способствующую повышению качества коррекционно-логопедической работы.

Задачи, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:

• систематизировать содержание, формы и методы работы с родителями;

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Этапы работы с родителями.

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в три этапа, которые реализуются в строго определенной последовательности

1. Организационный

(сентябрь - 1-я половина октября)

2. Основной

(октябрь-март)

3. Заключительный (апрель-май)

Организационный этап.

На организационном этапе встают задачи:

1) Изучение семьи ребенка, зачисленного на логопункт, с помощью наблюдений, бесед, опросов, анкетирования.

2) Разработка перспективного плана совместной коррекционной работы с родителями на год.

3) Формирование у родителей предпосылок педагогической рефлексии.

Формы совместной работы с родителями на первом этапе

Анкетирование (сентябрь, май)

Анкетирование позволяет более направленно вести индивидуальную работу с родителями. Анализ анкет позволяет получить дополнительную информацию о развитии каждого ребенка, его интересах и способностях, увлечениях, о семейных традициях, об участии родителей в воспитании, развитии ребенка.

Перспективный план работы с родителями на год

Разрабатывается после определения основных направлений коррекционной работы с детьми на основании полученной в ходе анкетирования информации о речевом уровне детей, потребностей их родителей.

Индивидуальные консультации (2-я половина сентября)

На индивидуальных консультациях вместе с родителями обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, считаясь, безусловно, с детской неповторимостью и индивидуальностью. На этом этапе работы возможно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать пути их профилактики и коррекции в ДОУ и семье, тем самым формируя у взрослых предпосылки педагогической рефлексии.

Родительское собрание. В ходе родительского собрания «Давайте познакомимся» (начало октября) взрослые получают дополнительную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопункта, о результатах обследования, о характере и мере участия родителей в коррекционных занятиях.

Основной этап.

Если на организационном этапе содержание работы составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, то на основном этапе должны быть освещены конкретные приемы закрепления определенных навыков у дошкольников, установлены единые требования к общему и речевому воспитанию ребенка. На данном этапе встают следующие задачи:

• Знакомство родителей с доступными для использования в домашних условиях методами стимуляции речевого развития и коррекции его.

• Обучение родителей совместным, имеющим коррекционное направление формам деятельности с детьми.

• Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

Формы работы на втором этапе

Фронтальные консультации

Это своеобразный логопедический всеобуч для родителей, тематика которого определяется на целый учебный год.

Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересуют родителей в нашем ДОУ:

• «Артикуляционная гимнастика»

• «Развитие мелкой моторики»

• «Дыхательная гимнастика»

• «Выполнение домашнего задания»

• «Развитие внимания и мышления»

• «Как следить за автоматизацией звуков в домашних условиях»

Индивидуальные практикумы. На индивидуальных практикумах родители обучаются совместным, имеющим коррекционную направленность формам деятельности с детьми: приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и дыхания, навыкам звукового анализа.

Индивидуальные занятия. Родители, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности, приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда, где основное внимание взрослого обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.

Тетрадь для домашних заданий - наглядное пособие для обучения ребенка правильной речи, где дается краткое, доступное для неспециалиста описание артикуляции звуков, зарисовываются подготовительные упражнения для губ и языка, развития голоса, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, схематически зарисовываются символы звуков и картинки для называния, раскрашивания, запоминания. Тетрадь служит для нас «телефоном доверия» – взрослый может написать в ней любой вопрос относительно качества выполнения заданий ребенком.

Домашняя библиотека. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная логопедом библиотечка авторских пособий. Каждый пособие позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельность.

Визуальные (наглядные) средства. В процессе работы с родителями на основном этапе широко используются визуальные (наглядные) средства:

Речевой уголок «Речецветик»

Рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка.

Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Среди прочих дома рекомендуются «Игры на кухне». Например, на кухне можно проводить игру на обогащение словаря ребенка «Охота на слова» (Какие слова можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа) На кухне можно проводить игру «Покупки» на автоматизацию звука [р. ] в словах (В каких из этих предметов «живет» звук [р]? В кар. р. ртошке или капусте? В яблоках или пер. р. рсиках?.)

Информационно-деловое оснащение. Информационный стенд «Логопед советует» представляет собой материал с практическими советами и рекомендациями, подобранными с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, с практическими рекомендациями семье, позволяющими родителям глубже строить с ним взаимоотношения. Например, рекомендации для родителей «Типичные ошибки при обучении детей чтению в домашних условиях», «Для чего нужны занятия с логопедом», «Как помочь ребенку развить связную речь», «Развитие мышц речевого аппарата», «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать» и т. д.

Заключительный этап

Заключительный этап коррекционно-речевой работы с ребенком предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия. На заключительном этапе работа с родителями будет заключаться:.

1) В индивидуальных консультациях (май) с целью информирования родителей об итогах проведенной с детьми работы.

2) В проведении (в апреле) подгрупповых открытых занятий.

3) В проведении речевых праздников (май) с целью закрепления коммуникативных умений и навыков, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала.

4) В проведении итогового родительского собрания (май, на котором даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.

Формы работы на заключительном этапе

Речевые праздники. К речевым праздникам предъявляются следующие требования:

• речевой основой становится то, что готовилось дома с детьми и их родителями

• максимальная активность детей и родителей

• тематика праздников, проводимых в нашем ДОУ, охватывает разные стороны речевого развития ребенка: «Зачем Тигренку рычать?», «Праздник красивой и правильной речи» и т. д.

Итоговое родительское собрание проводится в форме круглого стола «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?» Этапы итогового собрания включают:

• Выступление ведущего, воспитателей.

• Выступления, записи образцов речи детей.

• Показ открытых занятий, их фрагментов.

• Анализ выступлений детей и обмен опытом родителей.

• Обсуждение анкет («Речь вашего ребенка», «Как развивается ваш ребенок?»). Выводы специалистов

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ

Использование традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества способствовало активному участию родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми, что существенно повысило эффективность и качество исправления речевых нарушений у детей.

На основании проведенного в конце года обследования речевого развития детей и анкетирования родителей было выявлено:

1) Исправление звукопроизношения у детей проходило в более короткие сроки и с максимальным эффектом

2) Педагогическая компетентность и заинтересованность родителей значительно повысилась

3) Отношения между родителями и детьми стали более конструктивными

Также было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей-логопатов обеспечило КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД к коррекционно-образовательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Конспект НОД по ИЗО и презентация «Ярмарка» Цель: Продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа, с народными промыслами. Задачи: 1) Закреплять знания детей об.

Презентация для педагоговПрезентация для педагогов Здравствуйте всем, кто заглянул ко мне на страничку. Одна из задач ФГОС ДО касается вовлечения семей в образовательный процесс. У нас проходил.

Презентация для родителей Представляю вашему вниманию презентацию для родительского собрания на тему: "ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН: ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ.

Презентация к Дню материПрезентация к Дню матери Здравствуйте! В ноябре мы отмечаем один из замечательных праздников День Матери. Это праздник нежности, доброты. и любви. К празднику мы.

Мир моих увлечений «Мир моих увлечений». В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, разводят рыбок, читают или слушают музыку.

Презентация оранжевогоцветаПрезентация оранжевогоцвета В нашем детском саду мы провели "цветную" экскурсию для детей старшего дошкольного возраста, с целью расширить знания детей о различных.

Проект «Победе — 70 лет» Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитывать в детях гражданина страны.

Презентация сенсорной комнаты Сад чудес Вот солнце вышло из темницы, Постепенно оживает всё вокруг: Начинают распеваться птицы, И дела идут за другом друг. Просыпаются.

Презентация «Жаворонки» воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки», способствовать развитию интереса к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей
Опубликовано: 14 июля 2015 в 20:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Татаренко (УИ 349400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД