Анна Николаевна Пшиченко
Здоровьесберегающие технологи в работе логопеда с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время наблюдается значительное снижение здоровья у дошкольников. Все это происходит из-за ухудшения различных факторов: гигиенических, экологических, социальных и так далее. Поэтому необходимо охранять и беречь здоровье детей. И на помощь логопедам приходят здоровьеберегающие технологии. Что же это такое?
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Во время логопедических занятий уделяется внимание не только коррекции речи, но и всестороннему развитию дошкольников, так как у большинства наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, ориентации в пространстве. Исходя из этого появляется необходимость комплексной коррекционно-оздоровительной работы, которая состоит из релаксации, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, физминуток, су-джок терапии.
1. Релаксация– это расслабляющие упражнения, которые способствуют снятию напряжения мышц ног, рук, шеи и речевого аппарата.
Проводится релаксация во время логопедического занятие, под музыку. Умение расслабиться помогает детям снять напряжение, сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
2. Артикуляционная гимнастика – это совокупность определенных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Есть упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, так и для каждой группы звуков. И поэтому необходимо выбирать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
3. Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития пальцев рук. Она способствует развитию мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность головного мозга, снимает тревожность.
На занятиях используются разнообразные игры и упражнения для пальчиков: с мелкими предметами, с шишками, с каштанами, с зубными щетками, со скороговорками или чистоговорками, со стихами, а также разнообразные шнуровки.
4. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и
значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка во время учебной деятельности, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
5. Одним из важнейших пунктов овладения правильной речью является
плавный длительный выдох. У детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, очень часто нарушено речевое дыхание. Правильное дыхание является необходимым условием для развития речи. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Для выработки правильного диафрагмального дыхания, а также плавного длительного выдоха необходимо выполнять дыхательную гимнастику.
6. Физкультминутки – это форма двигательной активности, которая
является обязательной во время проведения логопедических, и не только, занятий.
Проводится физминутка с целью повышения работоспособности дошкольников. Также физкультминутки помогают сделать мини отдых во время умственной работы, так как в это время огромную нагрузку получают органы зрения и слуха.
Чаще всего на занятиях проводятся физминутки под стихотворения. Их можно выполнять и стоя, и сидя. Иногда под музыку. Здесь движения могут быть заранее продуманными учителем-логопедом, либо произвольными.
7. Су-джок терапия имеет огромную пользу. На ладонях находятся
высокоактивные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие.
Массаж можно проводить с помощью семян, орехов, шишек, каштанов, специальных массажеров.
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Большинство речевых нарушений приходится на дошкольный возраст. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребенка. Здоровьесберегающие технологии помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений, а именно: способствуют речевой активности, снимают напряжение, повышают работоспособность, повышают концентрацию внимания, развивают общую и мелкую моторику, обучают ориентировки в пространстве.