Дина Кондратьева
Здоровьесберегающие технологии при организации образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены
на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии при организации образовательной деятельности» размещена в разделах
Цель используемых мною здоровьесберегающих технологий : обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний
о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять
его компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно
и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Задачи:
-подобрать и систематизировать материал по физкультурно-здоровительной работе с детьми дошкольного возраста;
-разработать развивающую среду для проведения занятий с детьми;
-разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей;
-воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы
и общества;
-установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;
-формировать личность ребенка;
-воспитать привычки личной гигиены;
- закаливать ребенка и его двигательную активность.
В качестве здоровьесберегающей работы использую разные формы: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники.
Средства здоровьесберегающих технологий :
1. Средства двигательной направленности:
• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
• физические упражнения;
• физкультминутки, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры).
3. Гигиенические факторы (выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т. д.).
В нашей группе оздоровительная работа ведется постоянно
и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены
в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день.
На протяжении всего периода нахождения дошкольников в детском саду использую такие здоровьесберегающие образовательные технологии, как:
1. Медико-профилактические технологии, обеспечивающие организацию мониторинга здоровья дошкольников, организация и контроль питания детей, физическое развитие, закаливание.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники; спортивные развлечения
и досуги; недели здоровья; соревнования;
3. Психолого-педагогические технологии, связанные
с непосредственной работой педагога с детьми, обеспечение комфортности воспитанников.
4. Учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья;
5. Консультации для педагогов и родителей - в целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации ("Быть в движении- значит быть здоровым!", конкурсы, спортивные праздники («Зимние Олимпийские игры и т. д., праздники здоровья (Здоровье в порядке- спасибо зарядке», беседы. (Вкусно и полезно). Консультации для педагогов и родителе на тему «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ».
6. Технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входят:
- Динамические паузы – проводятся во время занятий, 2-5 минут,
по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления;
- Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате ежедневно
для всех возрастных групп; игры подбираются в соответствии с возрастом детей;
- Релаксация – организуется в любом подходящем помещении,
в зависимости от состояния детей; можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы;
- Гимнастика пальчиковая – делается с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; проводится в любое удобное время;
- Гимнастика для глаз (наблюдение) – используется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста;
- Гимнастика дыхательная – входит в разные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна по 5-10 минут;
- Гимнастика корригирующая – организуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы;
- Гимнастика пробуждения (в постели) - длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.
- Артикуляционная гимнастика - цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
- Игровой самомассаж - Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение.
- Перед занятием – звуковая гимнастика - это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку. Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
- Профилактика плоскостопия - ходьба босиком по корригирующим дорожкам ("закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам") 15-20 сек. Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках ("согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу).
7. технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя:
- физкультурные занятия – проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале;
- проблемно-игровые занятия – проводятся в свободное время, можно во второй половине дня;
- коммуникативные игры – организуются 1-2 раза в неделю со старшего возраста; в них входят беседы, игры разной степени подвижности.
8. Коррекционные технологии, которые включают в себя:
- технологии музыкального воздействия – используются в различных формах - физкультурно-оздоровительной работы; используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
9. Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей. Но закаливание дает оздоровительный эффект только при условии
его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
- закаливающие мероприятия должны гармонично вписываться во все режимные моменты, проводится систематически, должны учитываться индивидуальные и возрастные особенностей детей, состояние здоровья, длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно. Я выбрала наиболее доступные формы закаливания:
-соблюдение температурного режима в течение дня;
-правильная организация прогулки и ее длительность;
-соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
-нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде
в течение дня;
-проведение утренней гимнастики на свежем воздухе (летний период года).
- воздушные и солнечные ванны на прогулках.
- мытье рук и лица холодной водой - умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой)
в последовательности: руки с мылом, затем - лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание – это мощная закаливающая процедура.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий благотворно влияет на снижение показателей заболеваемости, положительную динамику показателей физического развитиядетей,формирование у детей и родителейосознанногоотношения
к своему здоровью. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Сформировались навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ. Проявилась толерантность всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.