Лидия Бондаренко
Повышение эмоциональной устойчивости педагогов при организации инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение эмоциональной устойчивости педагогов
при организации инновационной деятельности
Чтобы изменить мир вокруг себя, вначале измени самого себя.
И начни эти изменения с изменения своих мыслей, чувств, желаний.
С. Лазарев
Одной из наиболее актуальных научно-практических проблем в психологии является проблема эмоциональной устойчивости, поскольку деятельность педагога относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции.
Публикация «Повышение эмоциональной устойчивости педагогов при организации инновационной деятельности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
Еще в 1927 г. М. М. Рубинштейн говорил о том, что педагог, прежде всего, должен развивать в себе эмоциональную устойчивость, чтобы справиться с трудностями педагогической деятельности.
Исследуя это феномен, мы исходим из определения эмоциональной устойчивости как психологической характеристики взрослого человека, представляющей его как эмоционально зрелую личность. Устойчивость характеризует неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Рассматривая эмоциональную устойчивость как интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности и поведения в сложной жизненной обстановке.
В процессе педагогической деятельности эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует повышению творчества педагога. Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха в экспериментальной деятельности.
В качестве основных симптомов снижения эмоциональной устойчивости Е. Малер (1983) выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; негативную Я-концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции.
Последствием эмоциональной неустойчивости могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе. И как следствие приводит к эмоциональному выгоранию педагога.
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".
В. В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания.
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.
Обобщая исследования В. В. Бойко, Г. П. Звездиной, К. Кондо, Е. Малера, С. Маслач, В. Спиридонова, Т. В. Форманюк и др., можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относят:
– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Особенности уравновешенного педагога
Планы рассмотрения - Характеристика уравновешенного педагога
Физический - Обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости.
Аффективный - Устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью.
Социальный - Способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения. В общении не прибегает к манипулированию.
Интеллектуальный - Обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем.
Нравственный - Обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения. Принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм. Обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ.
Личностный - Оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен, реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе. Обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой.
Организация и проведение инновационного процесса в дошкольном образовательном учреждении немыслимо без максимального использования творческих возможностей. Как достичь предела совершенствования и нужно ли уметь работать на пределе? Или стоит попытаться «прыгнуть выше головы»? Эти и другие вопросы связаны с психическим здоровьем педагога.