Галина Черских
Современные технологии организации и проведения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии организации и проведения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Одна из задач ФГОС ДО - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Воспитатели, которые реализуют ФГОС, должны владеть достаточно большим объемом психологических знаний и обладать теми компетенциями, которые заложены в данном стандарте. Так же как и сам стандарт, воспитатель сосредоточен на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия и т. п. При этом, организуя взаимодействие с детьми, взрослый играет роль посредника и намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Он предоставляет инициативу, самостоятельность развития ребенка, которые находятся в зоне его возможностей, поддерживает и поощряет активность, любознательность, инициативность ребенка.
Публикация «Современные технологии организации и проведения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Каждому педагогу приходится решать непростую задачу – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью реализации ФГОС.
Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, выстроить с ним конструктивное взаимодействие.
Учитывая данные рекомендации, организуя образовательную деятельность, педагог должен выстроить ее методически верно, с чётко поставленными целями и задачами в соответствии с федеральными стандартами. Широко использовать проблемно-поисковые методы и задачи. Продумывать методы, чтобы они соответствовали возрастным особенностям, темам и формам занятий, содержанию, поставленным целям и уровню обучаемости детей. Задания подбирать в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями, с обогащением и активизацией словаря детей. Четко продумывать все этапы работы. Поощрять детей за активное участие. Это положительный момент в заключительной части ООД и хороший стимулятор повышения творческой активности.
В связи с введением ФГОС изменился способ организации детских видов деятельности : не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Главной особенностью организации образовательной деятельности является включение в образовательный процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Во время образовательной деятельности используются разные игры: сюжетные, дидактические, подвижные, игры – драматизации и др. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, пробуждает фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
Игра должна пройти как совместная деятельность воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры.
Ключевым мероприятием является реализация проектов, осуществляемых в совместной деятельности детей, педагогов и родителей воспитанников.
Детское экспериментирование стало неотъемлемой частью работы.
Использование ИКТ делает образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной, вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
Презентации - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Интерактивное оборудование необходимо использовать в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, обязательно поводить комплексы упражнений для глаз, проветривать помещение.
В педагогической деятельности учитывать особенности организации партнёрской деятельности взрослого с детьми (по Н. А. Коротковой) :
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического
и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства).
- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Рекомендации педагогам при организации ООД :
- продумывать структуру ООД;
- использовать разнообразные приемы и методы;
- вводить инновационные технологии в образовательный процесс;
- проводить интеграцию образовательных областей;
- продумывать организацию детей в течение всего занятия;
- использовать наглядный материал;
- эффективно и рационально использовать время;
- применять дифференцированный подход;
- чётко и правильно формулировать вопросы детям,
- стимулировать заинтересованность детей;
- организовывать индивидуальную работу;
- вести педагогическую диагностику - основу конструирования дальнейшей образовательной деятельности.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Отсюда следует, что качественно осуществлять образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций
Список используемой литературы.
1. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления [Текст] : монография. – Красноярск, 2007. - 204 с.
2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. – Кн. 1. – 567 с.
3. Шмонина Л. В., Зайцева О. И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. – Волгоград: Учитель, 2011.-215с.