Оксана Архипова
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Автор статьи воспитатель высшей к. к Корочкина О. С.
МБДОУ "ЦРР - д/с "Кристаллик"
Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. Педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе воспитателя» размещена в разделах
Виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в нашем дошкольном учреждении:
• медико-профuлактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
• здоровьесберегающие образовательные технологии в;
• технологии валеологического просвещения родителей.
Свою работу по охране жизни и здоровья воспитанников, их физического развития веду на основе данных медицинских осмотров и результатов физического развития. Данные оценки физического развития и двигательных способностей фиксирую в «Паспорте здоровья». Создаю условия, в которых ребёнок имеет возможность полноценно развиваться физически, укреплять свой организм и чувствовать себя здоровым и активным. В своей работе использую такие оздоровительные упражнения, как: пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастики, физкультминутки, подвижные игры в течение дня. Для повышения уровня двигательной активности детей в группе оборудован спортивный уголок, где с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подобрано оборудование: мячи разного диаметра, обручи, скакалки, кегли; атрибуты для подвижных и спортивных игр; стандартное оборудование, а так же нестандартное оборудование: коврики с пуговицами и следиками из разных материалов, мешочки с песком и крупой, различные «каталочки», массажные «ежики».
Для развития и сохранения здоровья детей, в своей работе применяю : здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного: массажные коврики, подвижные «сенсорные» модули, которые способствуют снятию зрительного напряжения и развитию внимательности.
Основными принципами закаливания моей работы является - постепенное расширение зоны воздействия и увеличения времени проведения процедуры. Система моей работы по организации закаливания и оздоровления включает нетрадиционные формы: оздоровительный бег, бег из тёплого помещения в прохладное, массаж ног, с целью профилактики плоскостопия, воздушное закаливание, обширное умывание, дыхательная гимнастика. Эта комплексная система воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к ослабляющим здоровье колебаниям метеорологических и других факторов, создается для повышения выносливости организма.
С младшей группы мы с детьми начали оздоровительный бег на открытом воздухе во время утренней прогулки каждый день и летом, и зимой сначала с маленькой дистанции (100м, постепенно увеличивая, при этом учились правильно дышать. В подготовительной группе мои детки могли пробежать уже длительную дистанцию (1000м) без остановки.
Согласно методике оздоровительного бега с детьми я использовала такие особенности, как проводила небольшую разминку, которая включает упражнения для различных групп мышц, разные виды ходьбы. В самом начале дети бежали «стайкой» (в количестве 5-6 человек). Первые 1-2 круга я бежала вместе с детьми, следя за индивидуальной длительностью бега детей, за их самочувствием. Уставшим детям предлагала сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривала и давала возможность проявить свою выносливость. Сама находилась то впереди, то сбоку, то сзади. Постепенно дети вытягивались в колонну и бежали в равномерном темпе. Выносливым детям предлагала самостоятельно пробежать дополнительно 1-2 круга, при этом контролировала самочувствие и состояние каждого ребёнка. Оздоровительный бег заканчивала постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением упражнений на дыхание, после этого в течение 2-3 минут выполняли упражнения на расслабление.
Во время оздоровительного бега я выделила для себя несколько правил:
- при выборе дистанции для бега учитывала состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;
- все дистанции для бега были размечены (длина полукруга и одного круга);
- бег должен доставлять детям «мышечную радость и удовольствие;
- вырабатывала у детей чувство скорости в беге, определённый темп, при этом бегала вместе с детьми (в старшей группе могла поставить подготовленного ребёнка ведущим);
- не забывала об использовании после оздоровительного бега упражнений на расслабление мышц и восстановления дыхания;
- не прекращали пробежки и в зимнее время года, но при этом следует сократили длину беговой дорожки, учитывая, что у детей утеплённая одежда.
Оздоровительные пробежки использовала и в утреннюю гимнастику в летнее время, когда утренняя гимнастика проводилась обязательно на воздухе, во время приёма детей (небольшими подгруппами по 5-7 человек). Вначале детям предлагала короткую разминку, состоящую из 3-4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делала пробежку со средней скоростью на расстояние 100, 200, 300 м (1-2 раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце оздоровительного бега предлагала упражнения на дыхания. Детям очень нравился такой бег.
Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе способствует общей выносливости у дошкольников.
Целенаправленная работа по укреплению здоровья и развития двигательной активности детей, способствует снижению заболеваемости в группе, и дает возможность убедиться в правильности приемов и методов работы по физическому развитию.
С целью привития привычки к здоровому образу жизни воспитанники нашей группы совместно с родителями принимают активное участие в спортивных мероприятиях детского сада: «Папа, мама, я - спортивная семья»; «Смотр спортивной формы» и «Спартакиада».
Созданная мной система по сохранению здоровья воспитанников привела к снижению заболеваемости с 2016 года по 2020 год на 9% и оказала существенное влияние на показатели физического развития.