Получи документы

Здоровьесберегающие технологии и средства адаптивной физкультуры в работе педагогов группы компенсирующей направленности

Светлана Бакулина
Здоровьесберегающие технологии и средства адаптивной физкультуры в работе педагогов группы компенсирующей направленности
▼ Скачать +Заказ

Аннотация: Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи той или иной степени тяжести. В связи с этим актуальность использования здоровьесберегающих технологий и средств адаптивной физкультуры в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам в логопедической группе приходится искать вспомогательные средства, обеспечивающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми программного материала.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии и средства адаптивной физкультуры в работе педагогов группы компенсирующей направленности» размещена в разделах

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи, здоровьесберегающие технологии, массаж, балансировочная доска, коррекция.

Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзии в образовании, привело к появлению нового законодательного понятия — «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Дети с ОВЗ в ДОУ по нормам ФГОС дошкольного образования — несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Как говорил Л. Н. Толстой: «Хорошему педагогу достаточно иметь только два качества-большие знания и большое сердце». Работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу, а именно, учителю - логопеду требуются эти качества вдвойне.

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи обучаются дети, которые имеют не только речевые нарушения различной степени тяжести, но и большинство из них испытывают трудности при усвоении программы дошкольного образования. Речевые нарушения все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. И что без своевременной логопедической помощи, приводит к снижению возможности успешного обучения в школе. Поэтому, в практике с детьми, посещающими группу для детей с ТНР, выбраны и используются здоровьесберегающие технологии, так как они наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.

Технологии здоровьесбережения в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Основной показатель актуальности использования здоровьесбереженя — регулярная диагностика состояния детей с ТНР и отслеживание основных параметров развития в динамике (начало, середина, конец учебного года).

Диапазон использования технологий здоровьесбережения выражается в системе проводимых мероприятий, построенных с учетом ФГОС ДО: фронтальной и индивидуальной образовательной деятельности, в свободной деятельности дошкольников, в методе проектов, в различных видах игр, в том числе авторских, в закреплении изученного материала детьми совместно с родителями, осуществлении преемственности в работе логопеда, воспитателя и специалистов ДОУ. И поэтому,

В логопедическом кабинете Здоровье поселилось навсегда.

Всех детей – логопатов к сохранению и укреплению здоровья оно приучает.

И с учителем – логопедом они от своих целей не отступают:

*развитие всех компонентов речи детей и коррекция ее нарушений посредством использования здоровьесберегающих технологий Бильгоу, В. Ф. Базарного, У. Бейтса, Йосиро Цуцуми, тибетского массажа, дыхательной гимнастики Ушу и Цигун, стептехнологии и др.

*развитие мотивационных стремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через использование здоровьесберегающих технологий; *развитие высших психических функций детей – логопатов;

*развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности;

*профилактика и укрепление здоровья детей вовсе режимные моменты; *обеспечение системы динамического контроля за состоянием здоровья дошкольников.

Исходя их поставленных целей,

Авторские игры учитель – логопед со Здоровьем создавали.

И в практике с детьми-логопатами их активно применяли.

*Авторские плоскостные минитренажеры.

Артикуляционная гимнастика улучшает кровоснабжение органов артикуляции и их иннервацию. Минитренажеры помогают выполнять упражнения в игровой форме, сочетать

речь с движением.

*Балансировочная доска Бильгоу для мозжечковой стимуляции у детей с ОВЗ. Это современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации. Происходит стимуляция за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, затем и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.

*«Зрительно – двигательные траектории доктора В. Ф. Базарного» способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции и улучшают здоровье глаз (модифицированы для детей с ТНР)

*Конторка (ростовая мебель) по технологии В. Ф. Базарного применяется для формирования привычного и устойчивого телесно-вертикального моторно-активного динамического стереотипа. Используется модифицированная конторка для детей дошкольного возраста.

*Стептехнология. Это система физических и танцевальных упражнений с использованием степ-платформы, словесного сопровождения, подвижных игр, тематических релаксационных комплексов и упражнений направленных на развитие звукопроизношения и речевого дыхания.

Здоровье не позволяет детям в кабинете у логопеда лениться.

Всех стимулирует над своим здоровьем трудиться.

*Использование мешочков с морской солью для профилактики нарушения осанки.

*Дыхательная гимнастика Цигун. Способствует предотвращению и лечению различных заболеваний, решает психологические проблемы и улучшает общее физическое состояние

*Авторские игры «Колючие ладошки»

и «По иголочкам шагаем» на остове тибетского массажа с использованием аппликатора Кузнецова стимулируют нервные центры, улучшают кровообращение и лимфоток, организм интенсивно обогащается кислородом. Кроме этого решаются задачи коррекции речи.

Вертикальный тренажер для формирования навыков чтения. Как первое средство профилактики и оздоровления рекомендуется укоренение в детстве телесной вертикали

*Пальминг. Простая идея давать глазам отдых, закрывая их, является фундаментальной для данного метода. Этот метод используется после зрительных нагрузок.

*Имаготерапия. Это театрализация психотерапевтического образа, через который осуществляется

косвенное внушение, настрой ребенка на положительный результат своей работы. Использую куклу Микроб и куклу Айболит

* Камешки Марблс Цели данного пособия:

формировать и закреплять правильный захват камешка; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать цветовосприятие и цветоразличение; упражнять в счете; обогащать словарный запас, развивать фразовую речь, воспитывать положительный эмоциональный настрой.

Применение выше перечисленных методов и приемов способствует достижению положительных результатов. У детей – логопатов

*нормализуется мышечный тонус органов артикуляции

*формируются двигательные функции органов артикуляции

*активизируются речевые функции

*повышается работоспособность

*улучшается физическое и соматическое состояния

*снижается эмоциональное напряжение и тревожность.

Работая по данной проблеме, пришли к выводу, что применение технологий здоровьесбережения и средств адаптивной физкультуры повышает мотивацию обучения, активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет учителю – логопеду проектировать коррекционно – развивающий процесс, вносить изменения и дополнения по своему желанию и исходя из индивидуальных особенностей ребенка – логопата.

Все применяемые технологии в коррекционно – образовательном процессе позволяет ребенку успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, учителю – логопеду эффективно проводить коррекционную работу.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Библиографический список

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи»/ Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. :

2. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка : экспресс – контроль в школе и дома/ Базарный В. Ф. М. : АРКТИ, 2005г., 176 с.

3. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями/ Дронова Т. - Дошкольное воспитание. - 2004г., №1, 60 с.

4. Зазинова Л. Создание условий для здоровьесбережения в ДОУ комбинированного вида / Зазинова Л. -Управление ДОУ, 2011г., № 10. 100 с.

6. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Каралашвили Е. А. – М., Творческий центр, 2002г., 156 с

7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии / Ковалько В. И.

– М. :«ВАКО», 2004г.

8. Коноваленко В. В. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми / Коноваленко В. В. М. : издательство «ГНОМ и Д», 2008г. - 20 с.

9. Кувшинова И. А., Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / И. А. Кувшинова. –М. : 2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6, 13 с.

10. Лалаева И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение/ Лалаева И. С. - СПб, 2004.

11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность/ Леонтьев А. А. – М. : Красанд, 2010.- 2016с.

12. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое сопровождение обучения/ Сиротюк А. Л. - М., 2003.

13. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография/ Филичева Т. Б. – М., 2000. – 314 с.

Публикации по теме:

Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленностиРазвивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Хочу представить вашему вниманию развивающую игру, сделанную по типу игры Воскобовича «Геоконд». Игра развивает сенсорику, мелкую моторику,.

Здоровьесберегающие технологии для детей первой младшей группыЗдоровьесберегающие технологии для детей первой младшей группы Тема: «Здоровьесберегающие технологии детей первой младшей группы»  «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.  От жизнерадостности,.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта: «Весенние изменения в природе». Проблемное.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Нейропсихологические игры с дошкольниками группы компенсирующей направленностиНейропсихологические игры с дошкольниками группы компенсирующей направленности Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека.

Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленностиПроект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности 1. Проект «Познакомьтесь - это Я!» старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К сожалению,.

Проект «Путешествие в мир насекомых» для группы компенсирующей направленности Вид проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский, творческий. Участники проекта: Дети, родители, воспитатели. Актуальность проекта: .

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии и средства адаптивной физкультуры в работе педагогов группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 15:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии и средства адаптивной физкультуры в работе педагогов группы компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бакулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД