Светлана Бакулина
Здоровьесберегающие технологии и средства адаптивной физкультуры в работе педагогов группы компенсирующей направленности
▼ Скачать +Заказ
Аннотация: Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи той или иной степени тяжести. В связи с этим актуальность использования здоровьесберегающих технологий и средств адаптивной физкультуры в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам в логопедической группе приходится искать вспомогательные средства, обеспечивающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми программного материала.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии и средства адаптивной физкультуры в работе педагогов группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи, здоровьесберегающие технологии, массаж, балансировочная доска, коррекция.
Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзии в образовании, привело к появлению нового законодательного понятия — «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Дети с ОВЗ в ДОУ по нормам ФГОС дошкольного образования — несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Как говорил Л. Н. Толстой: «Хорошему педагогу достаточно иметь только два качества-большие знания и большое сердце». Работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу, а именно, учителю - логопеду требуются эти качества вдвойне.
В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи обучаются дети, которые имеют не только речевые нарушения различной степени тяжести, но и большинство из них испытывают трудности при усвоении программы дошкольного образования. Речевые нарушения все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. И что без своевременной логопедической помощи, приводит к снижению возможности успешного обучения в школе. Поэтому, в практике с детьми, посещающими группу для детей с ТНР, выбраны и используются здоровьесберегающие технологии, так как они наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.
Технологии здоровьесбережения в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Основной показатель актуальности использования здоровьесбереженя — регулярная диагностика состояния детей с ТНР и отслеживание основных параметров развития в динамике (начало, середина, конец учебного года).
Диапазон использования технологий здоровьесбережения выражается в системе проводимых мероприятий, построенных с учетом ФГОС ДО: фронтальной и индивидуальной образовательной деятельности, в свободной деятельности дошкольников, в методе проектов, в различных видах игр, в том числе авторских, в закреплении изученного материала детьми совместно с родителями, осуществлении преемственности в работе логопеда, воспитателя и специалистов ДОУ. И поэтому,
В логопедическом кабинете Здоровье поселилось навсегда.
Всех детей – логопатов к сохранению и укреплению здоровья оно приучает.
И с учителем – логопедом они от своих целей не отступают:
*развитие всех компонентов речи детей и коррекция ее нарушений посредством использования здоровьесберегающих технологий Бильгоу, В. Ф. Базарного, У. Бейтса, Йосиро Цуцуми, тибетского массажа, дыхательной гимнастики Ушу и Цигун, стептехнологии и др.
*развитие мотивационных стремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через использование здоровьесберегающих технологий; *развитие высших психических функций детей – логопатов;
*развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности;
*профилактика и укрепление здоровья детей вовсе режимные моменты; *обеспечение системы динамического контроля за состоянием здоровья дошкольников.
Исходя их поставленных целей,
Авторские игры учитель – логопед со Здоровьем создавали.
И в практике с детьми-логопатами их активно применяли.
*Авторские плоскостные минитренажеры.
Артикуляционная гимнастика улучшает кровоснабжение органов артикуляции и их иннервацию. Минитренажеры помогают выполнять упражнения в игровой форме, сочетать
речь с движением.
*Балансировочная доска Бильгоу для мозжечковой стимуляции у детей с ОВЗ. Это современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации. Происходит стимуляция за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, затем и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.
*«Зрительно – двигательные траектории доктора В. Ф. Базарного» способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции и улучшают здоровье глаз (модифицированы для детей с ТНР)
*Конторка (ростовая мебель) по технологии В. Ф. Базарного применяется для формирования привычного и устойчивого телесно-вертикального моторно-активного динамического стереотипа. Используется модифицированная конторка для детей дошкольного возраста.
*Стептехнология. Это система физических и танцевальных упражнений с использованием степ-платформы, словесного сопровождения, подвижных игр, тематических релаксационных комплексов и упражнений направленных на развитие звукопроизношения и речевого дыхания.
Здоровье не позволяет детям в кабинете у логопеда лениться.
Всех стимулирует над своим здоровьем трудиться.
*Использование мешочков с морской солью для профилактики нарушения осанки.
*Дыхательная гимнастика Цигун. Способствует предотвращению и лечению различных заболеваний, решает психологические проблемы и улучшает общее физическое состояние
*Авторские игры «Колючие ладошки»
и «По иголочкам шагаем» на остове тибетского массажа с использованием аппликатора Кузнецова стимулируют нервные центры, улучшают кровообращение и лимфоток, организм интенсивно обогащается кислородом. Кроме этого решаются задачи коррекции речи.
Вертикальный тренажер для формирования навыков чтения. Как первое средство профилактики и оздоровления рекомендуется укоренение в детстве телесной вертикали
*Пальминг. Простая идея давать глазам отдых, закрывая их, является фундаментальной для данного метода. Этот метод используется после зрительных нагрузок.
*Имаготерапия. Это театрализация психотерапевтического образа, через который осуществляется
косвенное внушение, настрой ребенка на положительный результат своей работы. Использую куклу Микроб и куклу Айболит
* Камешки Марблс Цели данного пособия:
формировать и закреплять правильный захват камешка; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать цветовосприятие и цветоразличение; упражнять в счете; обогащать словарный запас, развивать фразовую речь, воспитывать положительный эмоциональный настрой.
Применение выше перечисленных методов и приемов способствует достижению положительных результатов. У детей – логопатов
*нормализуется мышечный тонус органов артикуляции
*формируются двигательные функции органов артикуляции
*активизируются речевые функции
*повышается работоспособность
*улучшается физическое и соматическое состояния
*снижается эмоциональное напряжение и тревожность.
Работая по данной проблеме, пришли к выводу, что применение технологий здоровьесбережения и средств адаптивной физкультуры повышает мотивацию обучения, активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет учителю – логопеду проектировать коррекционно – развивающий процесс, вносить изменения и дополнения по своему желанию и исходя из индивидуальных особенностей ребенка – логопата.
Все применяемые технологии в коррекционно – образовательном процессе позволяет ребенку успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, учителю – логопеду эффективно проводить коррекционную работу.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Библиографический список
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи»/ Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. :
2. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка : экспресс – контроль в школе и дома/ Базарный В. Ф. М. : АРКТИ, 2005г., 176 с.
3. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями/ Дронова Т. - Дошкольное воспитание. - 2004г., №1, 60 с.
4. Зазинова Л. Создание условий для здоровьесбережения в ДОУ комбинированного вида / Зазинова Л. -Управление ДОУ, 2011г., № 10. 100 с.
6. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Каралашвили Е. А. – М., Творческий центр, 2002г., 156 с
7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии / Ковалько В. И.
– М. :«ВАКО», 2004г.
8. Коноваленко В. В. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми / Коноваленко В. В. М. : издательство «ГНОМ и Д», 2008г. - 20 с.
9. Кувшинова И. А., Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / И. А. Кувшинова. –М. : 2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6, 13 с.
10. Лалаева И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение/ Лалаева И. С. - СПб, 2004.
11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность/ Леонтьев А. А. – М. : Красанд, 2010.- 2016с.
12. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое сопровождение обучения/ Сиротюк А. Л. - М., 2003.
13. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография/ Филичева Т. Б. – М., 2000. – 314 с.