Надежда Балькина
Здоровьесберегающие технологии для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Великая ценность каждого человека-здоровье. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни – вот первостепенные задачи, которые стоят перед воспитателями ДОУ.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2019
Решение проблемы снижение обшей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведение неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.
Главной нашей задачей является вырабатывание у детей разумного отношения к своему организму, привитию необходимых санитарно-гигиенических навыков, обучение вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Наша работа началась с анализа диагностических данных более раннего периода деятельности ДОУ по разделу «Физическое воспитание» выявил необходимость особого подхода к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ : показатели здоровья детей требовали принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.
Определив приоритетной физкультурно-оздоровительную работу, анализируя основную программу От рождения до школы,которая оказалась недостаточной для реализации поставленных задач, возникла необходимость подбора методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Работа по здоровьесбережению невозможна без применения игровых технологий, которые наиболее активно используются именно в младшем дошкольном возрасте.
В работе с детьми используются следующие виды здоровьесберегающих технологий сохранения и укрепления здоровья : гимнастику после дневного сна,утреннюю гимнастику, дыхательную гимнастику по методу Стрельниковой, точечный массаж Умановой.
В нашем детском саду созданы все необходимые условия для укрепления здоровья наших детей -физ. зал,дорожки здоровья,спортивное оборудование,атрибуты для игр,в группе создан уголок движений.
Т. К. физ. здоровье малышей неразрывно связано с их психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием, поэтому в групповой комнате организован уголок уединения.
Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия. Для профилактики заболеваний в своей группе мы проводим, хорошо известную всем традиционную оздоровительную гимнастику после дневного сна с учетом индивидуальных особенностей детей включая щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений.
Комплексы оздоровительной гимнастики после сна составлены на основе игровых заданий на две недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов и игровым моментам интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.
НОД по физической культуре проводим используя разные способы организации с использование игрового образа.
Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья мы считаем дыхательную гимнастику Стрельниковой комплексы, которой состоят из игровых упражнений.
Дыхательная система детей не совершенна, поэтому, чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень нежная, воспаляющая, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому, прежде, чем проводить дыхательную гимнастику мы хорошо проветриваем помещение: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.
Гимнастику дыхательную мы проводим 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, в утренние часы, не ранее чем через час после приема пищи, от 10 до 15 минут. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным или усиленным выдохом. Этого мы достигаем произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо, шипящих согласных (ж, ш, и сочетаний звуков (ах, ух, ох)
Такие дыхательные упражнения проводим также в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.) В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, игрушек. Контролируем, чтобы вдох у детей происходил только через нос.
Важным фактором здоровьесберегаюших технологий мы считаем работу с родителями. Для этого мы используем следующие формы: анкетирование, беседы, консультации, памятки, информационные листы, папки-передвижки, праздники, развлечения.
Кроме дыхательной гимнастики, в своей группе мы применяем точечный массаж по методике Умановой, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, трахеи, бронхов и других органов. Под действием точечного массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболевании верхних дыхательных путей мы проводим точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности внутренних органов.
Общий уровень здоровья детей зависит от уровня физ. здоровья детей. Диагностирование физ. развития детей дало положительную динамику, наблюдается снижение уровня заболеваемости.
Таким образом, используя данный комплекс здоровьесберегающих технологий, можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.