Юлия Савельева
Проект информационно-оздоровительный «Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Информационно-оздоровительный
«Игровой самомассаж
для детей дошкольного возраста 4-5 лет»
(физическое развитие и оздоровление детей средней группы с элементами закаливания с привлечением родителей)
Продолжительность проекта : долгосрочный (9 месяцев) (11.09.-25.05.)
Участники: дети дошкольного возраста 4-5 лет, родители, педагоги.
Тип проекта : по доминирующему методу (игровой, по количеству участников (групповой, продолжительности (долгосрочный).
Публикация «Проект информационно-оздоровительный „Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста 4–5 лет“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Проблема: физическое развитие и оздоровление детей средней группы с элементами закаливания, укрепление связи с семьями воспитанников группы.
Актуальность: игровой самомассаж – нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.
Цель: Обобщить и расширить знания родителей о видах игрового самомассажа и возможности применения его с детьми. А так же:
- создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;
- научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью;
- разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней;
- сформировать привычку к здоровому образу жизни;
- привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т. д.
Задачи: создание условий для разнообразной познавательной деятельности детей; формирование положительного настроя; побуждение воспитателей, родителей и детей к оздоровительно-игровой и творческой деятельности; реализация творческого потенциала; развивать умение наблюдать; формировать у детей навыки культуры слушателя;
развивать познавательные и творческие способности; формировать положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками; развивать двигательную активность, координацию движений. А так же:
- обучение детей приемам самомассажа в игровой форме;
- общеукрепляющее воздействие функциональные системы ребенка;
- нормализация тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;
- улучшение функционального состояния центральной нервной системы;
- мобилизация защитных и приспособительных сил организма;
- укрепление здоровья дошкольников.
Образовательная область: физическая, речевая, социально-коммуникативная, познавательная и художественно-эстетическая.
Предполагаемый результат: познакомить детей и родителей с видами игрового самомассажа; расширить знания родителей с правилами выполнения игрового самомассажа и важности использования его в домашних условиях. Произойдет тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов. А так же:
- снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья;
- позитивные изменения в развитии детей;
- познание себя через окружающий мир;
- формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья;
- знакомство с правилами здорового образа жизни.
Продукт проектной деятельности : Фотовыставка в уголке для родителей «Сам себе массажист».
Презентация результатов проекта : выступление на родительском собрании с презентацией продукта проекта проектной деятельности, участие в фотовыставке ДОУ.
План реализации проекта
Этап Действия, мероприятие Участники, ответственные Результат Сроки
1 этап:
Подготовительный (организационный) Определение темы проекта, цели, задачи. Инструктор по физической культуре Формулировка темы, определение целей и задач.
1 день
1. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (картинки, иллюстрации, игровые задания и упражнения.
2. Привлечение внимания родителей к проблеме.
3. Консультирование родителей по теме проекта. Инструктор по физической культуре 1. Подобран дидактический материал, наглядные пособия, иллюстрации с изображением видов самомассажа.
2. Привлечено внимание родителей к проблеме.
3. Проведена консультация на тему: «Роль самомассажа в укреплении здоровья дошкольников». 3 дня
2 этап: Практический (основной) 1. Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагога с детьми.
2. Обучение детей приемам самомассажа в игровой форме.
3. Формирование здорового образа жизни у детей, родителей и педагогов. Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети и родители. 1. Проводится обучение детей приемам самомассажа в игровой форме.
2. Происходит формирование здорового образа жизни у детей, родителей и педагогов. Сентябрь-май
1. Беседа с детьми о пользе массажа.
2. Знакомство с названиями некоторых частей тела (кисть, ладонь, мочка, козелок и т. п.)
3. Консультация для родителей «Роль самомассажа в укреплении здоровья дошкольников».
4. Закрепление частей тела в игровой форме.
5. Беседа с детьми «Сам себе массажист».
6. Обучение приемам самомассажа :
- поглаживание;
- растирание;
- разминание;
- вибрация. Сентябрь
1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам; движение от уголков рта к внешним уголкам глаз; движение снизу-вверх по шее.
2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам; круговые движения по щекам.
3. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
4. «Смешная песенка» — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….».
5. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
6. «Толстячок — худышка». Артикуляционная гимнастика: надуть щечки – втянуть щечки.
7. Консультация для педагогов «Игровой самомассаж в жизни ребенка». Октябрь
1. «Дождик бегает по крыше» - массаж спины друг другу. Постукивание пальцами по спине, кулачками, растирание спины ребром ладоней, растирание спины ладонями.
2. «Мячики» - самомассаж ног. Прокатывать мяч одной и другой ногой попеременно: вперед-назад, круговые движения, захватить ступнями мяч и слегка поднять (опустить) на прямых ногах.
3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении.
4. «Расческа». Поглаживание губ зубами.
5. «Молоточек». Постукивание губ зубами.
6. «Футбол» - выполняем движения языком вверх-вниз.
7. Памятка для родителей «Самомассаж – профилактика простудных заболеваний.
8. Памятка для педагогов «Разновидности самомассажа». Ноябрь
1. «Платочек» - гимнастика для ног (профилактика плоскостопия). Захватить платочек пальцами ног, отпустить; поднять платочек, опустить; переложить платочек в сторону, вернуть обратно.
2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их
вниз 3-5 раз.
3. «Индейцы» – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.
4. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.
5. «Шарики»— гоняем воздух из одной щеки в другую.
6. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу, по щекам.
7. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
8. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
9. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3-5с Декабрь
1. «Наши ножки» - Ходьба по ребристой дорожке.
2. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
3. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
4. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
5. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их
вниз 3-5 раз.
6. «Помада» – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У», третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И».
7. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
8. «Хлопушка» – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.
9. Консультация для родителей «Закаливаемся с помощью игрового самомассажа». Январь
1. «Прогулка» - упражнения для профилактики плоскостопия. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
2. «Наши спинки» - массаж спины друг другу. Постукивающие движения пальцами рук, пощипывания, растирания, поглаживания.
3. «Пальчики» - самомассаж рук. Сдавливающие движения, прокручивания, растирания.
4. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
6. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
7. «Гласные звуки» - упражнения для мышц шеи. Говорим протяжно звуки «А-О», «У-Ю», «И-Ы», «Е-Ё», «Я-Ю», «Э-Е».
8. «Наши глазки» - гимнастика для глаз. Движение глазами вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали, круговые движения.
9. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении.
10. Мастер-класс в проведении самомассажа с родителями и педагогами. Февраль
1. «Дождик» - гимнастика для глаз (постукивающие движения пальцами).
2. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
3. «Расчёска» – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.
4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
5. «Самовар» – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».
6. «Наши ножки» - самомассаж стоп (разминаем каждый пальчик ноги и стопу).
7. Самомассаж рук с помощью шарика Су-Джок.
8. Памятка для родителей «Су-Джок массаж в домашних условиях».
9. Беседа с детьми на тему «Сохранить и укрепить зрение». Март
1. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
2. «Озорные мишки» - самомассаж профессора Ауглина (разминаем ушки).
3. «Рыбка» – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.
4. Самомассаж рук с помощью шестигранного карандаша.
5. Самомассаж рук с помощью бумаги.
6. Расслабляющий массаж (для снятия физического и эмоционального напряжения).
7. «Наши глазки» - самомассаж глаз. Круговые движения глазами в одну и другую сторону; зажмуриться на несколько секунд, широко открыть глаза; быстро поморгать, застыть; закрыть ладонями глаза на несколько секунд, открыть. Апрель
1. «Бабочка» - упражнение для подвижности голеностопного сустава.
2. «Липы» - гимнастика для глаз (все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы).
3. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
4. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
5. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
6. «Цветочек и бабочка» - самомассаж пальцев рук.
7. «Лес зеленый» - самомассаж лица по китайской медицине (улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз).
8. «Гладила мама-ежиха ежат» - самомассаж ладоней щёткой для волос.
9. «Здравствуйте, пальчики!» - самомассаж пальцев ног.
10. «Ёжик» - самомассаж головы. Май
3 этап:
Заключительный 1. Оформление результата проекта в виде презентации.
2. Организация фотовыставки «Сам себе массажист». Инструктор по физической культуре. 1. Беседа с педагогами на тему: «Совместная работа инструктора и воспитателей – залог успеха поставленных целей. Подведение итогов.».
2. Фотовыставка в уголке для родителей «Сам себе массажист». Май
Предполагаемых рисков нет.
Подведение предварительных итогов: во всестороннем развитии ребенка важное место занимает физическое воспитание и оздоровление организма в целом. Снизился уровень заболеваемости в группе; сформировался исследовательский интерес к своей личности и желание заботиться о сохранении своего здоровья; ознакомились и закрепили правила здорового образа жизни. Дети и родители познакомились с видами игрового самомассажа; родители ознакомились с правилами выполнения игрового самомассажа и важности использования его в домашних условиях. Создали условия для укрепления связи с семьями воспитанников группы. Родители удовлетворены проделанной работой и результатами этой работы. Они стали больше времени уделять детям.