Мария Белякова
Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района
Челябинской области
Мастер – класс
Тема: «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающия технология для детей дошкольного возраста»
Составила:
Инструктор физкультуры: Белякова М. В.
Публикация «Мастер-класс „Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Педагогический стаж: 12 лет
2018г.
Цель: Познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить слушателей мастер-класса с приемами проведения дыхательной гимнастики в работе с детьми и значением дыхательной гимнастики, как одним из средств профилактики заболеваний.
• Повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приемы:
Репродуктивный, практический.
Оборудование: мультимедийное оборудование, картотека упражнений дыхательной гимнастики.
Предварительная работа:
Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.
Программа мастер-класса :
I часть Теоретическая.
II часть Практическая.
III часть Заключительная.
I часть Теоретическая.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Задумывались ли Вы над тем как дышите, сколько раз в день делаете вдохов? Ежедневно взрослый человек вдыхает примерно 23 000 раз, и столько же раз выдыхает.
Сколько времени, по вашему мнению, может человек не дышать? Принято считать, что человек может обойтись без воздуха всего от 5 до 7 минут – далее в клетках мозга без питания кислородом происходят необратимые изменения, приводящие к смерти.
Почему же дыхание для нас так важно?
Дыхание - это одна из самых важных функций организма человека. В процессе дыхания в наше тело поступает воздух. Ведь всем известно, что дыхание - Это жизнь! Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать.
А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Поэтому одной из основных задач по физическому воспитанию считаю научить детей правильно дышать. Значение дыхательной гимнастики для общего физического развития дошколят велико, Дыхательная гимнастика – это инструмент, с помощью которого регулируется состояние здоровья человека :
• упражнения помогают увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм
• правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребенка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
• упражнения учат детей управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой (медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью)
• Дыхательная гимнастика- отличная профилактика болезней органов дыхания
• Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления легких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика – это инструмент, с помощью которого регулируется состояние здоровья человека
С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря необходимо научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя легкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая - освобождать легкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия легких. Ребенок,который не до конца выдыхает, оставляет в легких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объеме.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей :
• воздух набирать через нос
• плечи не поднимать
• выдох должен быть длительным и плавным
• необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
Для освоения полного дыхания, необходимо понять составляющие его части. Есть три вида дыхания : верхнее, среднее и нижнее.
Верхнее или поверхностное дыхание, называемое ключичным дыханием, широко распространено (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного – их средняя часть).
Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)
И. п. - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.
Второе дыхание, так называемое среднее, или внутреннее дыхание (в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается). Это дыхание несколько лучше, нежели верхнее, т. к. немного вовлекает и брюшное дыхание, но наполняет воздухом только среднюю часть легких.
Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)
И. п. - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются непод-вижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6-10 раз.
Брюшное дыхание еще называется глубоким или диафрагменным дыханием. Большинство дышит так в лежачем положении (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного – средняя)
Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)
И. п. - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
2. Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4—10раз.
Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
Проведении дыхательных упражнений провожу на основе разработанных комплексов дыхательной гимнастики.
Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.
В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц). Например: (Послушаем своё дыхание, Дышим тихо, спокойно и плавно)
Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц. (Подыши одной ноздрёй, Ежик)
Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы. (Воздушный шар, Насос)
Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)
Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.
Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.
Отдельные упражнения включены в данные комплексы можно использовать в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
• Не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
• Температура воздуха должна быть на уровне18-20 градусов
• Одежда не должна стеснять движений
• Не заниматься сразу после приема пищи
• Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания а острой стадии.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:
• На занятиях оздоровительного характера
• Как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки
• В утренней гимнастике
• После оздоровительного бега
• После дневного сна в сочетании с физическими упражнениями
• На занятиях по логоритмике
• В любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации,времени года,состояния детей)
• В домашних условиях.
Но хочу вас информировать о том, что, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
II часть Практическая.
А сейчас, уважаемые педагоги, хочу вас познакомить с некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Для этого мне нужно три человека. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из комплексов упражнений:
Для младшего возраста использую упражнения дыхательной гим - настики в стихотворной форме:
Упражнение «Петушок»
Крыльями вмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И. п. – о. с.
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох)
Для старшего дошкольного возраста
Упражнение «Цапля»
И. п. -Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед.
1- Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие.
2- На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Упражнение «Душистая роза».
И. п. - стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки.
Исполнение - представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос - заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните, ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание - только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.
III часть Заключительная.
Я познакомила вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи.
Обучив ребенка простым и веселым дыхательным упражнениям вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье и профилактику ОРВИ