Янина Солодихина
Здоровьеформирующие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьеформирующие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373»
Здоровьеформирующие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Старший воспитатель высшей квалификационной категории
– Солодихина Я. В.
Актуальность проекта.
Публикация «Здоровьеформирующие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В словаре русского языка С. И. Ожегова записано: «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма». В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
По статистике каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудным и другим, более серьезным заболеваниям.
Вопросам сохранения и укрепления здоровья детей уделяется особое внимание в целевой Государственной программе развития города Москвы на 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». В ней на первое место выдвигается задача «создания в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников…». Неслучайно в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой область «Здоровье» выделяется в самостоятельный раздел, который призван решать следующие задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Важнейшей задачей дошкольного учреждения является сохранение здоровья детей и профилактика заболеваний. В решении этой задачи принимают участие медицинские и педагогические сотрудники. Но их усилия должны быть направлены не только на снижение заболеваемости путем проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий, но и на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Активными участниками создания оздоровительной системы в дошкольном учреждении становятся сами дети. Как известно, закалить на всю жизнь нельзя. Поэтому дошкольный возраст нужно использовать как благоприятный период для формирования у детей осмысленного отношения к собственному физическому и духовному здоровью. Выполнение этой задачи требует также активного привлечения родителей воспитанников с целью поддержания здорового образа жизни в условиях семьи и продолжения проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий в течение жизни ребенка.
Цель проекта.
- формирование у детей мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Результатом реализации нашего проекта мы предполагаем следующее:
- осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
- формирование у детей стремления самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- снижение заболеваемости и повышение сопротивляемости детского организма к ОРВИ и простудным заболеваниям.
Основная гипотеза проекта
Осуществление в дошкольном учреждении комплексной системы оздоровительных мероприятий в режиме дня и проведение целенаправленной просветительской работы среди родителей является действенным средством формирования у детей потребности к здоровому образу жизни, улучшения состояния здоровья дошкольника в целом, улучшения его психологического благополучия, укрепления иммунной системы, снижения процента заболеваемости.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационная поддержка: специальная литература, ресурсы Internet.
Техническое оснащение : оборудованные физкультурный и тренажерный залы, зал лечебной физкультуры, спортивные уголки в группах, физкультурная площадка, медицинские кабинеты (физиотерапии, массажа, гидромассажа, кабинет психолога.
Социальный ресурс: связь с медицинскими учреждениями (детская поликлиника № 175, противотуберкулезный диспансер № 17, ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 440, Центр детского и юношеского туризма «Родина».
Человеческий ресурс: медицинские и педагогические сотрудники ДОУ, родители воспитанников.
Разработчики проекта :
Заведующий детским садом Е. А. Мартынова
Старший воспитатель Я. В. Солодихина
Старшая медсестра М. В. Пономарева
Врач ПТД №17 Л. А. Писковская
Воспитатель по физкультуре А. Д. Попова
Педагог-психолог И. Л. Арцишевская
Участники проекта: педагоги и медицинские работники детского сада, воспитанники и их родители
Раздел 1. Терминология проекта
Здоровьесберегающий педагогический процесс - процесс воспитания и образования детей в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Для организации такого процесса на помощь приходят новые технологии.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, это методы, приемы, способы.
Здоровьеформирующие технологии - это программы, технологии, направленные на сохранение здоровья детей, а так же методы организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью ребенка. В специальной литературе выделяются разные виды технологий.
Раздел 2. Технологии социально-психологического благополучия ребенка.
Технологии социально-психологического благополучия ребенка основаны на личностно-ориентированном подходе. Это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника.
Основная задача - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.
К этой группе технологий относятся :
эмоционально-стимулирующая гимнастика;
музыкотерапия;
песочная терапия.
Эмоционально-стимулирующая гимнастика – специальный комплекс упражнений, позволяющий создать в группе атмосферу эмоционального благополучия. Стоя в кругу, дети здороваются друг с другом, передавая по кругу хорошие пожелания, комплименты.
Важной составляющей оздоровительной работы в ДОУ является музыкотерапия. Это создание музыкального сопровождения, которое коррегирует психофизический статус детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Музыкотерапия проводится в течение всего дня: детей встречают, укладывают спать, пробуждают после дневного и ночного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий и свободной деятельности.
Песочная терапия – популярный вид технологий среди педагогов-психологов. Это коррекционно-развивающая работа, способствующая гармонизации психоэмоционального состояния детей.
Раздел 3. Физкультурно-оздоровительные технологии
Направлены на:
развитие физических качеств
организацию двигательного режима
валеологическое просвещение дошкольников (т. е. формирование у детей знаний о своем здоровье, воспитание бережного отношения не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих).
Основной формой решения задач физического воспитания являются непосредственно образовательная деятельность (НОД) по физической культуре. В теплое время года занятия проводятся на улице и служат для формирования правильных двигательных умений и навыков, содействует развитию разносторонних способностей детей. В холодное время года занятия проводятся в специально оборудованном зале с использованием различных атрибутов и тренажеров. Начиная с 4-летнего возраста, дети занимаются босиком. В связи с этим занятия имеют высокую моторную плотность.
Утренняя гимнастика. Основная задача утренней гимнастики – привести ребенка в бодрое состояние и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности.
Гимнастика пробуждения – проводится после дневного сна проводится в сочетании с самомассажем. Растирание кожи рукавицей снимает психологическое напряжение, создает положительный эмоциональный настрой ребенка.
Подвижные игры, спортивные досуги, туристические походы. Такая форма работы с детьми позволяет решать проблему увеличения двигательной активности дошкольников в условиях ДОУ, помогает развивать в детях физические, морально-волевые качества, умение преодолевать трудности, работать в команде.
Воспитанники подготовительной группы детского сада являются активными
участниками спортивных соревнований, турниров района, округа, города.
Для решения задач сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду разработана и успешно внедряется система оздоровительных мероприятий, основанная на традиционных методах закаливания. Она включает в себя следующие виды закаливания:
Нахождение детей в помещении в облегченной одежде является обязательным условием эффективного закаливания. Педагоги совместно с медицинским персоналом борются с предрассудком о пользе теплой одежды для профилактики переохлаждения.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. Это прекрасное средство профилактики плоскостопия, к тому же во время хождения босиком происходит тренировка мышц стопы. Эта процедура имеет большое значение в формировании устойчивости организма ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды. Хождение босиком мы практикуем во всех группах.
Самомассаж - снимает психологическое напряжение, создает положительный эмоциональный настрой ребенка. Основной методический принцип сводится к тому, что вначале обтирают конечности (руки/, ноги, а затем переходят к обтиранию туловища (плечи, грудь). Обтирание сухой рукавицей проводится до появления на коже легкой красноты. Самомассаж проводится с использованием сухой рукавички, массажных мячей.
Прогулки на свежем воздухе. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. В нашем детском саду прогулки проходят в любую погоду - 2 раза в день, общая продолжительность прогулок – 3-4 часа. Во время прогулки поддерживается активный двигательный режим благодаря использованию различных подвижных игр. Одежда детей на улице - адекватна температуре воздуха.
Соблюдение питьевого режима в течение дня как основа сохранения водно-солевого баланса в организме ребенка.
Полоскание рта и горла водой комнатной температуры является эффективной
водной процедурой в целях профилактики заболеваний носоглотки. Учить детей полоскать горло можно уже в возрасте 2-3 лет. Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает сначала полость рта, повторив это не менее 2 раз, каждый раз сплевывая. Затем набирает воду в рот, закидывает голову назад и произносит протяжный звук «а-а-а». Изначальная температура воды +36С, каждые 2-3 дня температура снижается на 1 градус и доводится до комнатной температуры. Вообще полезно вырабатывать у детей с раннего возраста привычку пить прохладную воду.
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей
среднего и старшего возраста. Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем.
Ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий: обмывает кисти рук, мокрой ладонью проводит от кончиков пальцев до локтя рук, мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед, делает мокрой ладонью круговые движения по груди, мокрыми ладонями проводит по лицу, ополаскивает руки, вытирает их насухо.
Водные ножные ванны являются хорошим средством закаливания всего
организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия. Имеют большое значение в формировании устойчивости организм ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды.
Методика проведения: ноги опускаются в таз с водой при температуре + 36С. Продолжительность ванн от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды понижается на 2-3 (1С) С и доводится до + 18 С (+25С) и ниже. По окончании процедуры ноги вытирают полотенцем и растирают до легкого покраснения.
Раздел 4. Здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе.
Здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе – это конкретные способы и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в момент занятия. Задача воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к занятию, он продумывал не только познавательный материал, но думал о том, как построить занятие, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих детей.
Физминутки – выполнение нескольких физических упражнений, сопровождаемых определенным стихотворным текстом, который по содержанию связан с темой занятия. Они вносят в занятие эмоциональную разрядку, снимают утомление, повышают работоспособность.
Неотъемлемым компонентом любого занятия познавательного цикла являются пальчиковые игры. Это веселые упражнения для пальцев рук, способствующие развитию мелкой моторики. Регулярные упражнения рук и пальцев улучшают память, внимание, речь, устраняют эмоциональное напряжение.
Для снятия зрительного напряжения используем гимнастику для глаз, которая
позволяет тренировать глазные мышцы, способствует профилактике близорукости.
Учитывая, что многие воспитанники имеют речевые проблемы, мы используем
артикуляционную гимнастику. Все знают, что язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоциональное состояние ребенка, мешают ему полноценно общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
В работе с детьми широко используем элементы дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой. Эта гимнастика универсальна. Она может быть одновременно и лечебной, и профилактической, оздоровительной и развивающей. Гимнастика позволяет:
сохранить высокую работоспособность,
улучшить обще самочувствие и настроение ребенка,
восстановить нарушенное носовое дыхание
повысить общую сопротивляемость организма, его тонус.
Снять физическое и умственное напряжение помогает точечный самомассаж,
приемам которого мы обучаем наших детей. В основе этого приема лежит массаж активных точек тела профессора А. А. Уманской. Массаж активных точек тела улучшает работу внутренних органов.
Увеличить двигательную активность детей на занятии можно за счет так
называемого «активного слушания музыки». Это двигательные импровизации детей в соответствии с характером музыкального произведения.
Фонопедические упражнения - Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно – глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Раздел 5. Лечебно-профилактические технологии.
Они обеспечивают сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала.
К ним относятся следующие технологии :
организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация и контроль питания детей, физического развития дошкольников, закаливания;
организация профилактических мероприятий в детском саду, здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Медико-профилактические технологии осуществляются квалифицированными медицинскими работниками ДОУ.
Особого внимания заслуживают средства профилактики заболеваний ОРВИ, ОРЗ. К ним относятся: использование бактерицидных свойств чеснока, отвар плодов шиповника как источник витамина С, «Оксолиновая» мазь. Все это в совокупности укрепляет защитные силы организма ребенка в период межсезонья.
Лечебная физкультура является политерапевтическим методом лечения, который объединяет взаимосвязанные средства: лечение положением,физические упражнения, массаж, естественные факторы природы,упражнения в воде. Разнообразное сочетание отмеченных средств лфк способствуют восстановлению нарушенных функций и оказывают оздоровительное воздействие на весь организм,уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии.
Важной составной частью физического воспитания, прекрасным средством гигиены тела и профилактики различных заболеваний является массаж.
Гидромассажные ванны улучшают крово- и лимфообращение, питание тканей, положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, вызывает у детей положительные эмоции.
Для укрепления здоровья детей в детском саду созданы условия для осуществления физиотерапевтических процедур: ингаляции, УФО, занятия на дыхательных тренажерах. Все процедуры проводятся по назначению врача, а также позволяют остановить заболевание ОРВИ на ранней стадии, сократить восстановительный период после болезни.
Раздел 6. Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными партнерами в решении задач сохранения и укрепления здоровья детей являются родители воспитанников.
Задачи:
совершенствовать методы педагогической пропаганды здорового образа жизни среди родителей;
приобщить взрослых и детей к практическому опыту телесного и духовного оздоровления,
вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.
На помощь приходят самые разнообразные формы взаимодействия с родителями: беседы, консультации, родительские собрания, показы, практикумы.
Спортивный клуб «Здоровая семья» позволяет наладить доверительные отношения с семьей, удовлетворить потребность в двигательной активности, развивать физические качества личности, формировать представления о здоровом образе жизни.
Раздел 7. Технологии здоровьесбережения педагогов.
Организация здоровьеформирующих мероприятий в ДОУ невозможна без участия педагога. Как известно, без здоровых педагогов нет здоровых детей. В связи с этим выделяется еще один вид технологий : технологии здоровьесбережения педагогов. Они включают в себя:
самообразование воспитателей по вопросам оздоровления,
укрепление своего здоровья, для чего в детском саду организован фитнес - клуб, как форма организации физической активности педагогов.
Возможности внедрения проекта
в систему дошкольного образования
Систему оздоровительных и закаливающих мероприятий можно осуществлять в любом ДОУ, имеющем квалифицированные педагогические и медицинские кадры и соответствующие условия.
Раздел «Оздоровительная работа в режиме дня» не требует значительных материальных затрат и может быть использован в детских садах массового контингента.