Светлана Бурханова
Проектные технологии в работе с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Проектные технологии в работе с одаренными детьми
Бурханова С. В., руководитель НОО «МАГ»
МАОУ «СОШ № 29»
В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года и президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что важной задачей образовательного процесса считается целенаправленное развитие у учащихся самостоятельности мышления, способности самим заниматься познавательной исследовательской деятельностью [Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2010 г].
Публикация «Проектные технологии в работе с одаренными детьми» размещена в разделах
Указанные документы ставят перед школой задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, что определяет актуальность содержания исследования.
Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: И. З. Озёрский, В. Б. Бондаревский, З. И. Щукина, Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер, Ю. К. Бабанский. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю. К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике. И. Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их мышления.
В последние годы учителя нашей школы широко используют в своей работе исследовательский метод. Естественно, научно-исследовательская работа требует особых личных данных и не может носить всеобщий массовый характер, поэтому проводится с наиболее увлеченными, одаренными детьми.
Понятие одаренности в большинстве словарей трактуется как талант, а это, в свою очередь, предполагает заинтересованность, увлеченность какой-либо деятельностью. Следовательно, становление таланта ребенка зависит прежде всего, от того, сможет ли учитель увлечь детей своим предметом.
В нашей школе работа с одаренными детьми ведется по всем предметам и направлениям. Самым сложным, на наш взгляд, является этап выявления одаренного ученика. Значительную роль в этом процессе играют школьные олимпиады, конкурсы, викторины, регулярно проводимые по всем предметам. Обычно одаренные дети сами с желанием участвуют в подобных мероприятиях и показывают хорошие результаты, но не менее важна на данном этапе и массовость, когда опытный учитель среди многих участников замечает мельчайшие проблески таланта, которые можно развить.
Работа с одаренными детьми ведется на всех этапах школьного обучения. При работе с одаренными детьми необходимо учитывать их психологические особенности.
Во время уроков в начальных классах для активизации исследовательской деятельности используются развивающие игры, в процессе которых ребятам прививаются первые навыки самостоятельного изучения предмета. Увлекшись занимательной игрой, дети с удовольствием продолжают исследовательскую работу в кружках, и тогда можно увидеть первые результаты и первые проявления индивидуальных способностей.
В среднем звене для учащихся проводятся дополнительные занятия и спецкурсы по предметам. Проходят предметные олимпиады, ребята посещают спортивные секции, театральную студию, кружки краеведения, пожарно-прикладного дела, «Юный художник». Данная работа гораздо менее связана с деятельностью непосредственно на уроках, но этого и не требуется, так как дети уже имеют определенные навыки исследовательской и творческой работы и психологически готовы к ней.
Учащихся старших классов отличает способность пользоваться приемами логического мышления, более активный, самостоятельный и творческий характер умственной деятельности, потребность в самостоятельном поиске информации, широта, устойчивость и действенность познавательных интересов. Учитывая эти факторы, работа должна быть направлена на развитие исследовательских умений и навыков, удовлетворение потребностей в творчестве. Это участие в школьном и городском научных обществах, школьных, городских и республиканских олимпиадах, в работе школы «Эрудит». Кроме того, это посещение кружков, факультативов, спецкурсов по предметам, направленных на углубленное изучение программных дисциплин.
Организационным органом управления исследовательской и творческой работой выступает в нашей школе научное общество учащихся – НОО «МАГ».
Главная задача научного общества, функционирующего в нашей школе дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей в различных областях науки и искусства.
С результатами своей работы участники НОО «МАГ» ежегодно выступают не только на школьной научно-исследовательской конференции, но и на городской научно-практической конференции НОО «ЛИК», Шолоховских, Ломоносовских, Киетбаевских и Ибрагимовских чтениях и занимают призовые места. Так, в прошедшем учебном году в Ломоносовских чтениях учащиеся нашей школы заняли одно 1 место, два вторых и одно 3 призовое место.
В этом учебном году на городской научно-практической конференции НОО «ЛИК» учащиеся нашей школы заняли 4 призовых места (2 место - начальные классы, 1 место и два вторых - старшие классы).
Ниже представлен график, в котором приведен сравнительный анализ работы НОО «МАГ» за последние четыре года.
Из предложенного графика видно, что ребят, занимающихся научно-исследовательской работой становится с каждым годом все больше и больше.
Отметим, что с открытием экспериментальной площадки по проблеме проектирования образовательной среды на базе нашей школы дало учителям больше возможности для работы с любознательными и творческими ребятами школы. Этому способствовали и курсы повышения квалификации по проблеме проектирования информационной образовательной среды в современной школе, и обучающие семинары по различным проблемам учебного педагогического проектирования.
В заключение хочется вспомнить слова академика А. Н. Колмогорова, который писал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». С этим мнением трудно не согласиться, так как именно в наше время идет интенсивный поиск новых форм и методов в образовательном и воспитательном процессе.
Литература:
1. Семененя И. И. Психологические основы взаимодействия учителя с одарёнными детьми. Мозырь, 2006
2. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Интернет-портал Исследовательской деятельности учащихся] // https://www.researcher.ru
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М. : Арманов-центр, 2010.