Папки-передвижки

Проектные технологии в работе с одаренными детьми

Светлана Бурханова
Проектные технологии в работе с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Проектные технологии в работе с одаренными детьми

Бурханова С. В., руководитель НОО «МАГ»

МАОУ «СОШ № 29»

В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года и президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что важной задачей образовательного процесса считается целенаправленное развитие у учащихся самостоятельности мышления, способности самим заниматься познавательной исследовательской деятельностью [Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2010 г].

Публикация «Проектные технологии в работе с одаренными детьми» размещена в разделах

Указанные документы ставят перед школой задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, что определяет актуальность содержания исследования.

Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: И. З. Озёрский, В. Б. Бондаревский, З. И. Щукина, Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер, Ю. К. Бабанский. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю. К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике. И. Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их мышления.

В последние годы учителя нашей школы широко используют в своей работе исследовательский метод. Естественно, научно-исследовательская работа требует особых личных данных и не может носить всеобщий массовый характер, поэтому проводится с наиболее увлеченными, одаренными детьми.

Понятие одаренности в большинстве словарей трактуется как талант, а это, в свою очередь, предполагает заинтересованность, увлеченность какой-либо деятельностью. Следовательно, становление таланта ребенка зависит прежде всего, от того, сможет ли учитель увлечь детей своим предметом.

В нашей школе работа с одаренными детьми ведется по всем предметам и направлениям. Самым сложным, на наш взгляд, является этап выявления одаренного ученика. Значительную роль в этом процессе играют школьные олимпиады, конкурсы, викторины, регулярно проводимые по всем предметам. Обычно одаренные дети сами с желанием участвуют в подобных мероприятиях и показывают хорошие результаты, но не менее важна на данном этапе и массовость, когда опытный учитель среди многих участников замечает мельчайшие проблески таланта, которые можно развить.

Работа с одаренными детьми ведется на всех этапах школьного обучения. При работе с одаренными детьми необходимо учитывать их психологические особенности.

Во время уроков в начальных классах для активизации исследовательской деятельности используются развивающие игры, в процессе которых ребятам прививаются первые навыки самостоятельного изучения предмета. Увлекшись занимательной игрой, дети с удовольствием продолжают исследовательскую работу в кружках, и тогда можно увидеть первые результаты и первые проявления индивидуальных способностей.

В среднем звене для учащихся проводятся дополнительные занятия и спецкурсы по предметам. Проходят предметные олимпиады, ребята посещают спортивные секции, театральную студию, кружки краеведения, пожарно-прикладного дела, «Юный художник». Данная работа гораздо менее связана с деятельностью непосредственно на уроках, но этого и не требуется, так как дети уже имеют определенные навыки исследовательской и творческой работы и психологически готовы к ней.

Учащихся старших классов отличает способность пользоваться приемами логического мышления, более активный, самостоятельный и творческий характер умственной деятельности, потребность в самостоятельном поиске информации, широта, устойчивость и действенность познавательных интересов. Учитывая эти факторы, работа должна быть направлена на развитие исследовательских умений и навыков, удовлетворение потребностей в творчестве. Это участие в школьном и городском научных обществах, школьных, городских и республиканских олимпиадах, в работе школы «Эрудит». Кроме того, это посещение кружков, факультативов, спецкурсов по предметам, направленных на углубленное изучение программных дисциплин.

Организационным органом управления исследовательской и творческой работой выступает в нашей школе научное общество учащихся – НОО «МАГ».

Главная задача научного общества, функционирующего в нашей школе дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей в различных областях науки и искусства.

С результатами своей работы участники НОО «МАГ» ежегодно выступают не только на школьной научно-исследовательской конференции, но и на городской научно-практической конференции НОО «ЛИК», Шолоховских, Ломоносовских, Киетбаевских и Ибрагимовских чтениях и занимают призовые места. Так, в прошедшем учебном году в Ломоносовских чтениях учащиеся нашей школы заняли одно 1 место, два вторых и одно 3 призовое место.

В этом учебном году на городской научно-практической конференции НОО «ЛИК» учащиеся нашей школы заняли 4 призовых места (2 место - начальные классы, 1 место и два вторых - старшие классы).

Ниже представлен график, в котором приведен сравнительный анализ работы НОО «МАГ» за последние четыре года.

Из предложенного графика видно, что ребят, занимающихся научно-исследовательской работой становится с каждым годом все больше и больше.

Отметим, что с открытием экспериментальной площадки по проблеме проектирования образовательной среды на базе нашей школы дало учителям больше возможности для работы с любознательными и творческими ребятами школы. Этому способствовали и курсы повышения квалификации по проблеме проектирования информационной образовательной среды в современной школе, и обучающие семинары по различным проблемам учебного педагогического проектирования.

В заключение хочется вспомнить слова академика А. Н. Колмогорова, который писал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». С этим мнением трудно не согласиться, так как именно в наше время идет интенсивный поиск новых форм и методов в образовательном и воспитательном процессе.

Литература:

1. Семененя И. И. Психологические основы взаимодействия учителя с одарёнными детьми. Мозырь, 2006

2. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Интернет-портал Исследовательской деятельности учащихся] // https://www.researcher.ru

3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М. : Арманов-центр, 2010.

Публикации по теме:

Использование игровой оздоровительной технологии «БОС-Здоровье» в коррекционной работе с детьми Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. Охрана жизни и укрепление здоровья, функциональное.

Использование технологии проектирования в работе с детьми (из опыта работы) Основоположником проектов считают Джона Дьюи (1859-1952, американского педагога-демократа, автора более тысяч книг и статей по проблемам.

Итоговое интегрированное занятие по работе с одаренными детьми «Русский сувенир»Итоговое интегрированное занятие по работе с одаренными детьми «Русский сувенир» Музыкальный руководитель: Чеботько Елена Александровна Воспитатель: Ковалева Татьяна Ивановна Задачи: - Закреплять умение узнавать и называть.

Консультация для воспитателей «Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Инновационные технологии в работе с детьми с патологией зрения. Сенсорная комната Авторы статьи и фото: Коскина М. М. ,Фомина М. М. Мы искали идеи, как сделать пребывание детей в нашем учреждении полезным и комфортным. Наиболее.

Проектные технологии в работе с одаренными детьми В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года и президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается,.

Проектные технологии в воспитательной работе ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы.

Проектные технологии в воспитательной работе ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы.

Ресурсный центр по работе с одаренными детьми. Интеллектуальный конкурс «Путешествие в страну Сообразилию» Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Задачи: формировать учебно-познавательную.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. Ясельный возраст справедливо считают временем формирования интеллектуальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектные технологии в работе с одаренными детьми
Опубликовано: 23 января 2016 в 20:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектные технологии в работе с одаренными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бурханова (УИ 407040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД