Татьяна Павлова
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия оказывает многостороннее влияние на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас,репертуар образов,внутренний мир ребенка становится интереснее,богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе,что в свою очередь способствует развитию умственных способностей. Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силу и значительности.
Публикация «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только радостные, но и пугающие образы, возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий - научить ребенка справляться со своими страхами. В то же время, переживая во время сказки, ребенок дает выход собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни, так как понимает, что это понарошку. Даже после прослушивания сказки ребенок продолжает фантазировать на прогулке, в разных играх, перед сном и в любую свободную минуту.
Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия произведений искусства и творческой деятельности на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта.
Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и др. Именно такой комплексный подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокоэмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.
После прочтения сказки полезно побеседовать с ребенком, задать ему вопросы: О чем эта сказка?; Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?; Почему герой совершил этот поступок?; Как герой вышел из трудной ситуации?; Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?; Приносят ли радость поступки героев?.
Кроме того, совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг ко другу, более дружелюбными, открытыми, начинают помогать друг другу. Перечисленные социально-педагогические функции сказкотерапии являются общими для всех сказок.
Установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект. Дети среднего дошкольного возраста очень любят делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек. В любом возрасте дети одевают своих героев по своему вкусу, поселяют в дом, который бы хотели иметь сами, кормят своими любимыми лакомствами.
В сказках желательно снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки - злым героем. С помощью волшебной силы добро преображает злого героя, и он становится добрым и всеми любимым. Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а в месте с ним жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается на здоровье детей. Конечно, процесс этот не быстрый, но это один из своеобразных путей к здоровью.
Таким образом, использование различных способов работы со сказкой, учет возрастных и индивидуальных способностей дошкольников могут способствовать усилению терапевтического воздействия данной методики.