Елена Богатырева
Здоровье старших дошкольников как один из важнейших факторов социального благополучия личности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство является первой ступенью в психическом развитии ребенка, его подготовке к участию в жизни общества. Не менее важно наряду с обучением дошкольника социально-бытовым навыкам, подготовкой к учебной деятельности, выработать в нем так же стойкую привычку к здоровому образу жизни. Это является важным фактором социализации ребенка в окружающем мире.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность данной проблемы настолько очевидна, что нашла свое отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В нем четко определено, что реализация образовательной программы направлена на создание «психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста», при этом добиваясь поставленной цели, необходимо решить ряд задач, где первой является охрана и укрепление «физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому не случайно в отдельную образовательную область выделено физическое развитие детей, посредством которого дети приобщаются к ценностям здорового образа жизни, овладевая его нормами и правилами, включая правильное питание, процедуры закаливания, физической культуры, двигательного режима, закрепляя полезные привычки.
Забота о здоровье детей не случайно вышла на государственный уровень, так как данные статистики указывают на стойкую тенденцию роста детской заболеваемости. Причем перечень болезней, которыми страдают современные дети, значительно расширился за счет заболеваний, ранее присущих старшим возрастным группам населения. Данные официальной статистики за 2021 год показывают, что к первой группе здоровья относятся 17,3% детей, то есть они могут считаться абсолютно здоровыми. Ко второй группе здоровья относятся 29,4% детей, имеющие функциональные отклонения. Третья группа детей, страдающих хроническими болезнями в стадии компенсации, составляет 52,8%, и четвертая группа, включающая детей с хроническими болезнями в стадии субкомпенсации, составляет 0,5%. При этом хроническими болезнями эндокринной системы, включая расстройство питания и нарушения обмена веществ, страдает 1068702 детей в возрасте от 0 до 14 лет. Заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани присутствуют у 1855822 детей указанной возрастной группы. Хронические заболевания системы кровообращения наблюдаются у 451098 детей, органов дыхания – у 27862761 детей, органов пищеварения – у 2701097 детей, нервной системы – у 2113537 88 детей в возрасте от 0 до 14 лет. И это далеко не полный перечень болезней, которыми страдают дети уже с дошкольного возраста.
Необходимо понимать, что процесс социализации является сложным многокомпонентным процессом усвоения и освоения, а затем последующего воспроизводства опыта поколений, культурных, нравственно-духовных ценностей. Ребенок совершает его поэтапно, исходя из собственных индивидуальных характеристик личности, включающих степень развития психических, психофизиологических функций организма.
Выделяя основные группы факторов социализации, А. М. Столяренко, отмечая важность материальных, психологически значимых факторов а также социально-психологических факторов среды, к важнейшей, в конечном счете имеющей решающее значение в социализации, относил третью группу факторов, а именно, – «собственную социальную активность человека».
Очевидно, что социальная активность человека в свою очередь зависит от многих факторов, но решающую роль автор данной статьи отводит физическому и психическому здоровью индивида.
Известно, что хронические заболевания могут значительно отягощать жизнь человека, и, в конечном счете, с течением времени приводить к изменению личности. Это медицинский термин, подразумевающий определенные изменения нервных и психических процессов. Изначально постоянно болеющему ребенку, особенно в условиях нестабильности психоэмоционального состояния, будет более сложно проходить путь социализации, чем его здоровому сверстнику, при условии нахождения его в благоприятной среде психоэмоционального благополучия.
В этой связи на детские дошкольные учреждения возлагается роль повышения результативности физкультурно-оздоровительной деятельности, посредством интеграции образовательной области «Физическое развитие» с другими областями, в большей степени – с областью «Социально-коммуникативное развитие». Ведущей целью интеграции должно являться обеспечение позитивной социализации дошкольника, его личностного развития (включая развитие детской инициативы и творческих способностей, а ведущими средствами – сотрудничество со взрослыми и сверстниками, а также организация соответствующих возрасту видов деятельности».
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими областями будет успешной при создании следующих педагогических условий:
1. Формирование у детей ценностей здорового образа жизни;
2. Обеспечение получения детьми позитивного коммуникативного опыта взаимодействия в совместной игровой и культурно-оздоровительной деятельности в группе и команде.
Сюда могут, например, входить разнообразные подвижные игры, а также нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики. Это игровой стретчинг и гимнастика на фитболах. Занятия проводятся в форме сюжетно-ролевых, тематических игр, в процессе которых дети взаимодействуют друг с другом;
3. Развитие у ребенка позитивного отношения к себе (самоуважения и принятия себя, и воспитание аналогичного отношения к другим людям: родителям, сверстникам, воспитателям и др. Именно эти личностные черты делают возможным сам коммуникативный контакт, способствуют успешной социализации личности;
4. Создание условий для получения позитивного опыта детьми в разных позициях взаимодействия: лидерство – партнерство (сотрудничество) – подчинение;
5. Формирование и развитие волевых качеств, собранности, слухового и зрительного внимания, сочетая их с творческим мышлением, креативным подходом к решению проблем.
На взгляд автора данной статьи в практической работе с детьми в ДОУ наибольший интерес представляют подвижные игры.
В частности, автор данной статьи воспользовался предложенным О. Кузиной комплексом игр из серии «Подвижные игры народов России». Это татарская народная игра «Абакле» («Хлопушки», представленная в нескольких модифицированных вариантах, и охватывающая детей в возрасте от 3-х до 8-ми лет. Общие правила игры довольно просты по принципу русской народной игры «Пятнашки». Из числа игроков выбирается водящий, он подает команду, и дети бегут к определенной цели, отставший от группы становится водящим. Несмотря на кажущуюся простоту игры, здесь можно наблюдать разнонаправленное социально-коммуникативное взаимодействие в группе. Во-первых, дети меняются ролями. Они учатся взаимодействию ведущий (главный) – игрок (подчиненный, при этом не зацикливаясь на роли, а легко передавая «главенство» друг другу. Причем надо обратить внимание на то, что отставший игрок в данном случае не выбывает из игры, а напротив, становится как бы «главным» ведущим, подающим команду другим игрокам. Во-вторых, дети учатся уважительному отношению друг к другу, так как правила игры не позволяют игрокам сталкиваться во время бега, мешать друг другу в вариантах игры с использованием игрушек (кубиков, флажков). В-третьих, игра развивает координацию движений в пространстве, слуховое внимание, быстроту реакций на слуховые и зрительные сигналы. В-четвертых, различные варианты игры воспитывают индивидуальные качества личности, такие как воля к победе, упорство, уверенность в своих силах. В-пятых, собственно оздоровительный эффект, направленный на укрепление связочно-мышечного корсета позвоночника, укрепление мышц ног и туловища, а также сердечнососудистой системы.
Необходимо отметить, что в воспитательно-образовательном процессе не может и недолжно быть «застойных» явлений. Применяемые методики подвижных игр должны периодически уточняться, необходимо вводить новые игры, адаптируя их к возрастным и физиологическим потребностям детей. В российской педагогической практике можно найти разнообразные комплексы подвижных игр. Например, незаслуженно забытая старинная русская игра «Городки», можно ввести в традицию проводить «Веселые старты» и т. д. Наблюдения за дошкольниками в процессе подвижных игр показали, что дети становятся сплоченнее, доброжелательнее друг к другу. Они обсуждают различные ситуации, возникающие в ходе игры, учатся оценивать качества товарищей и собственные способности (кто быстрее бегал, кто был более внимательным, кто оказался находчивым в непредвиденной ситуации и т. д.). В процесс коммуникации после игровой деятельности включаются дети, которые не проявляли ранее такой активности, держались особняком от коллектива. Впечатления от участия в коллективной подвижной игре практически всегда охватывает и этот круг детей, побуждая их к общению.
Таким образом, помимо собственно оздоровительных функций подвижные игры несут в себе социально-коммуникативную роль, они способствуют выработке и закреплению рефлексии (положительного отношения к себе и окружающим).
Можно сделать вывод, что подвижные игры являются одним из успешных способов интеграции физической образовательной области с другими образовательными областями, обеспечивая позитивную социализацию и индивидуализацию дошкольников. В свою очередь, становится очевидным, что реализация физической образовательной области, создает условия для повышения как физического, так и психологического здоровья детей, обеспечивая состояние их психоэмоционального благополучия.