Сюзана Аутлева
Здоровьесберегающие технологии для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В эпоху нашего существования жизнь ставит перед человеком много новых проблем, связанных с плохой экологией, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на здоровье подрастающего поколения В результате экономического роста различных отраслей промышленности загрязнения окружающей среды, внедрения геномодифицированных продуктов в рацион населения, очень актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка, воспитание привычки к здоровому образу жизни, формированию осознанного отношения к соблюдению культурно- гигиенических требований здоровье сберегающее поведение в повседневной жизни.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Понимая важность и значимость работы по укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, сотрудники нашего детского сада постоянно работаю над созданием оптимального здоровье сберегающего пространства, находят инновационные методы и приемы, подходящие возрасту дошкольников, используют в работе опыт других детских учреждений.
В нашем ДОУ Функционируют 3 группы для детей раннего и дошкольного возраста, одна из которых логопедическая. В прошлом учебном году в логопедической группе осваивали адаптированную основную образовательную программу 20 детей старшего дошкольного возраста, каждый из которых имел статус ребенка с ОВЗ. Дети с речевой патологией обычно имеют отклонения в состоянии центральной нервной системы. Каждый такой ребенок нуждается в эффективной реабилитации, позволяющей преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в короткие сроки, чтобы успеть компенсировать свои особенности до школы. Важнейшая задача логопедического воздействия - создание такой системы работы с воспитанниками, которая не только бы сохраняла здоровье ребенка, но и увеличивала его. Внедрение здоровье сберегающих технологий оптимизирует процесс коррекции речи детей-логопатов и способствует оздоровлению всего организма ребенка, создаёт психофизиологический комфорт детям во время занятий.
Цель здоровье сберегающих технологий обеспечение реального здоровья каждому малышу детского сада и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Основным направлением здоровье сберегающей деятельности в нашем учреждении является рациональная организация учебного процесса. Для осуществления и реализации коррекционных мероприятий которые бы взаимодействовали с образовательной деятельностью разработан специальный режим дня. Занятия проводятся в режиме смены динамичных поз. Часть занятия ребенок может сидеть, часть двигаться. Использование этого метода позволяет сохранить концентрацию внимания и эффективное усвоение знаний в течение всего занятия.
Одним из важнейших компонентов коррекционной работы в логопедической группе является дыхательная гимнастика. Очень важно, чтобы дети с ранних лет усвоили, что дыхание является важнейшей функцией организма. В нашем детском саду, дыхательным упражнениям мы уделяем особое внимание, которые направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Кроме оздоровительного значения выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над звукокоррекцией.. Хочется отметить, что многие материалы для коррекционно- развивающей работы с целью закрепления звукопроизношения, материалы по лексическим темам, дифференциации звуков сделаны своими руками: дидактические пособия и игры: тренажеры по развитию речевого выдоха и т. д. Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики. Именно, поэтому упражнения на развитие -ручной умелости занимают значительное место. На логопедических занятиях. систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности кори головного мозга влияют на центры развития речи, разливает ручную умелость, помогают снять напряжение. При занятиях криотерапией движения пальцев начинают формироваться в большем объеме, в кору головного мозга подаются импульсы, и в следствие чего лучше развиваются двигательная и речевая зоны.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправлении дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору зеркало и перейти к выполнению артикуляционных упражнений по ощущениям Артикуляционная гимнастика используется для выработки правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношении звуков, и объединения простых движений в сложные. Главная задача выработать точность, силу, темп, переключаемость движении. Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, общей нечеткости, невнятности, смазанности речи. Для того, чтобы сгладить эти недостатки возможно использование приемов логопедического самомассажа, целью которого является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата. Мимика тесно связана с артикуляцией и стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. B процессе взаимодействуют со словами, в итоге развивается общая и мелкая моторика. речевая закрепляется активизируется словарный запас. Звукопроизношение. Кроме этого отрабатывается лексический материал, так как в логопедической группе все стихотворения подбираются в соответствии с темой занятия.
Большие зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, привели нас к осознанию необходимости использования в коррекционной работе гимнастики для глаз. Ha музыкальных занятиях для детей логопатов вводятся логоритмические упражнения, которые развивают правильное речевое дыхание, моторные функции. Способствуют формированию правильной осанки, походки, способствуют развитию ловкости, координации движений. Кроме того, развивается фонематическое восприятие, что необходимо для формирования правильного фонематического слуха
и звукопроизношения.
Самое щадящее, удобное обучение детей - это обучение в игре. Игра успокаивает, помогает, а в нашем случае активизирует речь детей Театрализация логопедической работы привлекательна тем, что носит обучающие будни атмосферу раскрепощения, позволяет ребятам проявить инициативу, индивидуальность, артистичность, а также способствует выработке у них чувства взаимовыручки, умения работать в команде.
Простые и интересные упражнения и игры с песком обладают большим значением для развития психики и речи ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние детей, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, а это в итоге способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
В работе с детьми логопатами мы используем специальные упражнения для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки. Психогимнастика относительно новая здоровь есберегающая технология, которую мы стали эффективно использовать в коррекционной работе с детьми-логопатами. Дети получают много положительных эмоций и получают возможность быстро переключаться на новый вид деятельности. В нашем дошкольном учреждении мы активно используем ароматерапию, которая способствует улучшению самочувствия и настроения детей; профилактике простудных заболеваний: решению проблем со сном. в коррекционной логопедической работе при дизартрических растройствах, для развития мелкой моторики, а также с целью общего укрепления организма используются приемы Су-Джок терапии, которая воздействует на биологически активные точки мозга.
В логопедической группе функционирует кружок "Умелые ручки". Программа кружка - это занятия по аппликации, ручному труду, рисованию. конструированию из бумаги, природного и бросового материала, ткани. бумаги, круп, в том числе с использованием нетрадиционных способов творчества Нашим детям очень нравятся эти уроки, так как они помогают раскрыть каждому ребенку его потенциал, создать, что-то новое, необычное. А педагог своим умелым руководством помогает воспитаннику реализовать Свой индивидуальный замысел и подсказывает средства для его воплощения.
Организация взаимодействия с семьей - это сложная важная И увлекательная часть деятельности коллектива детского сада, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье. В результате проделанной работы повышается психолого-педагогическая грамотность родителей, уровень воспитательно- образовательной деятельности, что способствует развитию творческой инициативы.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, алалией, заиканием. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления воспитанников детского сада.