Раиса Дудоладова
Заполнить день содержательной деятельностью
▼ Скачать + Заказать документы
Заполнить день содержательной деятельностью.
В распорядке дня ребёнка предусмотрено время для самостоятельных игр и занятий, когда дети строят, рисуют, мастерят, убирают игровые уголки, рассматривают книги и пр. Детская самостоятельная деятельность, организуемая воспитателем, имеет большое воспитательное значение. В ней формируется эмоциональная и волевая практическая сфера личности дошкольника, активное отношение к окружающему, творчество и самостоятельность. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности находить дело по интересам, стремление к постоянной занятости.
Публикация «Заполнить день содержательной деятельностью» размещена в разделах
Пристальное внимание я обращаю на идейную направленность детской деятельности. Ведь она носит нравственный характер, благоприятствует объединению детей, самостоятельности и активности, демонстрирует трудолюбие, прилежание ит. п. Я заинтересована в привитии детям умения самостоятельно находить полезные дела, не допускаю, чтобы в группе устраивались выставки из неприкосновенных игрушек. К сожалению, в отдельных случаях бывает так.
… На полке красивый сервис для кукол. Почему никто не берёт его?
- Новую посуду брать нельзя, она для занятий, - говорят дети.
Оказывается, что это - дидактический материал. Но зачем он на виду у детей?
….Из нового строительного материала сделано красивое здание. Дети знают, что эту постройку трогать нельзя.
- Они ещё не умеют строить, пусть учатся, - объясняет воспитатель.
Но разве так научатся дети строить? Они лишь смотрят на сооружение, а возможности действовать самостоятельно лишены. Да и недостаточно у них деталей, так как частично они употреблены на создание образца.
Я делаю по - другому: вместе с детьми делаем образец небольшой постройки, ставим её на определённое место и дети, глядя на образец, сами строят свои домики. Они могут изменять по своему желанию свою конструкцию. Образцы построек меняем довольно часто, чтобы у детей развивалось воображение.
Важная задача: добиться, чтобы все дети были заняты. Конечно, что самым маленьким нужна моя помощь даже в выборе места для игры. И я объясняю малышам, что картинки надо рассматривать за столом, строить - на ковре, бегать с вертушкой – на участке; подсказываю, как надо сидеть вдвоём за столом, чтобы обоим было удобно.
У малышей нет ещё достаточного опыта обращения с игрушками, ни навыков самоорганизации. Поэтому я чаще всего непосредственно принимаю участие в делах ребёнка, обучаю действиям с предметами. Указания даю конкретные, понятные детям: «Давай сложим пирамидку», «Посади мишку в машину и покатай его», «Надень кукле пальто и пойди с ней гулять», «Построим матрёшкам домики. Делай как я».
Но если малыш ничем не занят. Я привлекаю его яркой игрушкой, вызываю желание играть с ней.
- Смотри, какой красивый шарик. Вот как далеко он покатился с горки. Давай вместе прокатим. А теперь ты попробуй сам, - предлагаю я малышу.
И вот малыш, подражая мне, старается действовать также. Находятся и ещё несколько желающих попробовать свои силы. В этот момент я учу детей играть и трудиться рядом, не мешая друг другу, побуждаю их к объединению, помогаю действовать организованно, чтобы получали удовлетворение от совместных действий.
Изо дня в день я развиваю у детей умение самостоятельно включаться в игры и занятия, проявлять при этом выдумку и настойчивость. Постепенно число малышей, которые могут себя занять сами, становится всё больше. Конечно, их занятость непродолжительна, но они не мешают друг другу, активно действуют, и это уже первые положительные результаты моей работы.
Я не удовлетворяюсь тем, что все дети заняты. Я непременно вникаю и в смысл этой деятельности : каково её воспитывающее значение, использует ли малыш полученные на занятиях знания или заполняет свой досуг ничего не дающими его развитию делами.
Я стараюсь создать в группе атмосферу деловитости. Общая занятость призывает даже тех детей, которые могут длительное время бездействовать, тоже найти себе полезное дело: в таких условиях неудобно шалить, ведь все заняты. Так же помогаю детям расширять, усложнять деятельность, достигать цели. Управляя деятельностью малышей, я формирую у них организованность поведения, дисциплинированность, сдержанность. Я подчёркиваю уважительное отношение к понятию «надо» своим примером – на просьбу детей почитать, говорю:
- Хорошо, но сначала надо убрать игрушки.
А. С. Макаренко советовал: «С первого года нужно так воспитывать, чтобы он мог быть активным, стремиться к чему –то, чего – то требовать, добиваться, и в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза… Найти это чувство меры между активностью и тормозом – значит решить вопрос о воспитании». (2)
Умение определить свои дела, ориентируясь на обязательное «надо» пригодится ребёнку. Когда он станет школьником.
Деятельность, самостоятельно организуемая ребёнком, всегда находится в окружении сверстников и потому требует умения считаться с замыслами товарищей. И вот моя задача – научить детей действовать в соответствии с правилами. Вот некоторые из них: все игрушки, пособия, имеющиеся в группе, предназначены для всех детей; каждой вещи - своё место. Всё, чем пользовался, - положи туда, где взял, и в таком виде, чтобы в следующий раз не приходилось приводить вещь в порядок или искать; умей делиться с товарищами.
От порядка в группе во многом зависит организованность детей. Играть, заниматься удобнее там, где всё под рукой, ничего не надо искать. А оставить игрушку забытой в неподходящем месте легче там, где царит хаос. Приучая детей заботиться о своих вещах, я формирую у них аккуратность. Бережное отношение к игрушкам и пособиям. Я учу детей организовывать свою деятельность, учитывая интересы сверстников, разъясняю правила, соответствующие нормы поведения. Я помогаю каждому ребёнку заполнить день содержательной деятельностью.
Список литературы
1. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.
2. Макаренко А. С. Избр. пед. соч., т. 2. с. 86
3. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973.
4. Широкова Г. А., Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей, 2001.