Татьяна Кывыржик
Консультация на тему: «Руководство детской деятельностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность игровых методов и приемов во многом определяется качеством руководства детской деятельностью. При этом воспитатель должен понимать, что содержание и формы руководства на каждом возрастном этапе должны быть различными. Рассмотрим этот тезис на конкретном примере.
Младший дошкольный возраст.
Осуществляя руководство детской деятельностью, воспитателю следует максимально использовать игровые формы. Указывая ребенку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создает для игрового персонажа. Например, если малыш нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.
Публикация «Консультация на тему: „Руководство детской деятельностью“» размещена в разделах
Практика показывает, оценивать работы детей целесообразнее по ходу занятия, а не в конце его. При этом и замечания, и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от игрового персонажа: зайчонок, а не воспитатель, просит малыша нарисовать окно в домике.
Такая форма занятия способствует естественному переходу учебного занятия в игру.
Дети, включившись в воображаемую ситуацию и с удовольствием пребывая в ней, воспринимают новые игровые действия, как продолжение предыдущей игры.
Чтобы объединить основную часть занятия с последующей игрой в логическое целое, вводится еще один персонаж, например, зайчиха-мама. От лица этого персонажа воспитатель может предложить выполнить те или иные действия, которые будут способствовать формированию ил закреплению нужных навыков и умений. Педагогу легко включиться в такую игру в качестве равноправного партнера, увлеченно участвовать в ней, на личном примере показывая образцы ролевого поведения.
С детьми, которые выполняют задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы (с тремя-четырьмя детьми в течение одного занятия).
Такие беседы очень важны, потому что способствуют установлению доверительных отношений взрослым и ребенком. Желательно, чтобы тема беседы отвечала учебному и игровому содержанию занятия.
Для стимулирования развития игры, беседу желательно строить, как разговор двух игровых персонажей, например, мамы-зайчихи и зайчонка (за зайчиху говорит воспитатель, за зайчонка – ребенок). Делясь с воспитателем впечатлениями о том, что и как он только что делал, ребенок получает практические навыки ведения ролевого диалога, осознает, чему он научился и как будет поступать в дальнейшем.
Необходимо подчеркнуть: развитие речи не является целью индивидуальных бесед. Если ребенок затрудняется с ответом, не надо требовать и тем более не следует добиваться, чтобы он ответил в развернутой форме (особенно в начале года). Можно подсказать малышу, что он должен говорить за своего персонажа.
Самое главное – создать атмосферу живого и интересного общения.
Средний дошкольный возраст.
В этом возрасте продолжается работа по созданию у детей установки на получение качественного результата.
Ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств. Принимая определенную роль и действуя в ней, ребенок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике, как к напоминанию выполнить определенные правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.
Старший дошкольный возраст.
Особое внимание в старших группах следует уделять формированию самооценки и самоконтроля.
Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребенок в любом виде деятельности добивался нужного результата.
Успехи и неудачи при выполнении заданий действуют на большую часть детей этого возраста так же, как и раньше, успех радует, вдохновляет, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить детей не драматизировать неудаче, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
В результате психолого-педагогических исследований установлено: правильная организация деятельности старших дошкольников состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постепенно подводить детей к выполнению учебных заданий.
В начале года преобладают задания и формы игры, а руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме. К концу года соотношение заданий, даваемых в игровой и учебной форме, должно постепенно меняться: предпочтение отдается учебным заданиям.
Вполне достаточно сказать детям: «Хотите познакомиться с новым приемом работы с краской?».
Кроме того, к концу старшего дошкольного возраста, становится возможным учить детей различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание является обязательным и его надо выполнять независимо от того, хочется тебе этого или нет.
А при использовании игровых форм обучения, необходимо выделять моменты, важные для овладения предпосылками учебной деятельности : точное выполнение правил, строгое распределение действий между участниками.
В течение учебного года занятия следует строить таким образом, чтобы благодаря игровым методам и приемам, внимание детей постепенно переводилось с результата выполняемых действий на способ получения этого результата.
Очень важно обучать дошкольников взаимодействию друг с другом. Работа по данному направлению начинается с формирования заинтересованного отношения к общему продукту.
На первых занятиях продукт должен создаваться всей группой. Дальнейшие занятия направлены на формирование совместной деятельности двух детей и разного рода взаимодействий между ними.
Такое взаимодействие должно восприниматься детьми, как действительно необходимое для успеха предстоящей работы.
Например, при создании общей картинки, дети должны договориться о том, кто будет рисовать предмет, который может быть изображен только в единственном числе.
Целесообразно заранее показать, к каким нелепостям приводят несогласованные действия: например, если на общей картинке про двух жадных медвежат будут нарисованы две головки сыра, то теряется весь смысл.
Предметом обсуждения и согласования последовательно становиться: время года, когда разыгрываются изображаемые события, а так же тот момент из жизни персонажей, который будет изображен на обоих рисунках.
Опыт педагогов, работающих по данной методике, показывает, что дети начинают рисовать «Общие картинки» и в свободное от занятия время. При этом они объединяются в пары на основе личностных, дружеских отношений.
Ни в коем случае нельзя навязывать ребенку другого партнера. Важно высказывать одобрение по поводу такой дружной работы, демонстрировать их рисунки (если они получились удачными) другим детям.