Галина Игинова
Организация контроля за образовательной деятельностью и фиксация его результатов.
Система контроля за образовательной деятельностью
(из опыта работы МБДОУ детского сада № 114 «Чебурашка» г. Брянска)
В нашем детском саду сложилась определенная система организации оперативного контроля. Выделяем следующие ее составляющие:
Цель ОК: выявление состояния работы коллектива и отдельных работников на определенном этапе в какой-то момент.
Направлен на устранение незначительных сбоев в работе коллектива.
Алгоритм проведения:
1. Планируется на начало года с определением вопросов на весь учебный год. Является частью Годового плана работы педагогического коллектива.
Публикация «Организация контроля за образовательной деятельностью и фиксация его результатов,» размещена в разделах
2. Все вопросы распределяются между ответственными за проведение оперативного контроля.
3. Ежемесячно составляется план-задание для проведение контроля с описанием вопросов на контроле.
4. По мере проведения работникам формулируются устные (при необходимости письменные) рекомендации.
5. В последнюю пятницу месяца АГС при заведующем с обсуждением итогов оперативного контроля.
6. Результаты контроля отражаются условными обозначениями в цветовом решении с описанием конкретных рекомендаций в «Протоколах подведения итогов оперативного контроля»
Идя по пути оптимизации и использования ЭОР в работе, мы разработали унифицированные формы фиксации результатов.
Одна из этих форм - «Схема наблюдения за образовательной деятельностью». Алгоритм работы по этой схеме:
• распределение вопросов контроля за деятельностью работников на учебный год
• разработка графика оперативного контроля за деятельностью педагогов на учебный год. Он выглядит в виде таблицы, в которой ведется планирование и учет проведенных мероприятий. Все виды образовательной деятельности, которые мы планировали проконтролировать в течение учебного года, распределяются помесячно, наблюдение за деятельностью каждого педагога планируется не менее 3-х раз за год. На начало учебного года в табличку вносятся условные обозначения, говорящие о намерении проверить в течение месяца деятельность педагога. Впоследствии место галочек или плюсов, ставятся даты посещения педагога.
Еще одна форма, разработанная в нашем ДОУ - «Карточки анализа образовательной деятельности». В шапке указывается какой вид деятельности и у кого наблюдался. Вопросы в карточке составлены таким образом, чтобы на них можно было ответить «Да», «Нет», или «Частично». Размер карточки А5, наблюдающий может фиксировать на обратной стороне листа замечания и положительные моменты образовательной деятельности. Последний пункт остается незаполненным. Это связано с тем, что в определенный временной отрезок может возникнуть необходимость более детально посмотреть вопрос, не указанный в карточке. После проведения контроля в этот же день воспитатель беседует с проверяющим и знакомится с рекомендациями по проведенной деятельности. Если рекомендации незначительные, то воспитатель получает их в устной форме. Если требующие глубокой работы - то в письменной. При необходимости рекомендации вносятся в «Карту наблюдения за деятельностью педагога».
Структура этой карты такова:
Итак, титульный лист карты содержит сведения о педагогическом работнике, в графе 11 ставится дата заполнения, от этой даты путем простых арифметических действий впоследствии корректируется педагогический стаж, стаж работы в дошкольном учреждении. На титульном листе фиксируется повышение квалификации по учебным годам, отражается номенклатурный шифр документа.
Вторая и последняя страницы обложки отражают методическую активность педагога.
Остановимся на листах фиксации наблюдений. Они представлены в виде таблицы в графе «Кто наблюдал, должность» – в картах могут делать отметки наставники, руководители творческих групп, педагог-психолог и другие ответсвенные за проведение разных видов контроля. В графе «Цель или вид контроля» - цель может формулироваться уже, чем направление контроля. Например, она может звучать так: подготовка воспитался к занятию, реализация на занятии индивидуального и дифференцированного подхода и др. Далее идет графа «Номер схемы». Самая большая по размеру графа «Итог наблюдения, предложения, рекомендации». Здесь отмечаются положительные моменты и рекомендации для улучшения работы педагога. Следующая графа- «Результативность или оценка». Критерии оценки находятся на оборотной стороне карты. Мы используем четыре вида оценки: словесную, бальную, цветовую и процентную. В практической деятельности чаще используются словесная оценочная шкала и цветовая. Остановимся подробнее, как мы работаем с процентной шкалой.
У нас составлена «Картотека схем наблюдений за деятельностью педагога с детьми». Схемы для анализа деятельности пронумерованы, внесены в каталог. До посещения занятия выбирается схема для анализа, воспитатель знакомится со схемой. После просмотра деятельности анализ проводится строго по схеме. Рассмотрим на примере. Нам необходимо проанализировать занятие по рисованию. С воспитателем проводится комплексный анализ деятельности и проставляется оценка. Для этого каждый вопрос анализа оценивается по шкале от нуля до трех баллов. В схеме для анализа 6 пунктов, значит максимальное количество баллов которое возможно при полной реализации всех требований 18 – это количество мы берем за 100 процентов. Путем простейших математических вычислений, определяем результативность проведено деятельности, полученные результаты сравниваем с Критериями оценки деятельности и видим, что результативность деятельности выше 75%, относится к высокой. В графе «Итог наблюдения» отражаем эффективные формы, методы, приемы работы педагога с детьми.
Если результат критический, в рекомендациях формулируются пути решения выявленной проблемы, которые могут звучать так: индивидуальное консультирование со старшим воспитателем, инструктором по ФК, педагогом-психологом и др. ; изучение теоретического аспекта в методической литературе; посещение занятия более опытного педагога. Так же, если это недобросовестное исполнение своих обязанностей педагогом, возможна запись о повторном контроле этого же вида деятельности через небольшой промежуток времени. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОВЕРКА
Цель: Получение полной информации о состоянии образовательного процесса и определения дальнейших направлений в работе.
Алгоритм проведения
1. Планируется на начало учебного года, входит в содержание Годового плана работы педагогического коллектива
2. Издаются приказы заведующего: - о составе группы экспертов для проведения комплексной проверки (на начало учебного года); - сроках проведения проверки и ее содержании с описанием плана-задания для проверки (не позднее, чем за месяц до начала проверки)
3. В соответствии с поставленной задачей в определенные сроки каждый эксперт проводит проверку по своему направлению, оформляет результаты проверки в протоколе
4. По окончании проверки коллегиально обсуждаются результаты, формируется общая справка
5. Справка оглашается для участников проверки на административно групповом совещании. Воспитатели знакомятся с содержанием под подпись.
Этот вид контроля предполагает углубленный анализ деятельности одной возрастной группы. Но может быть организован и как контроль всех групп по одному вопросу.
Для проведения этого вида контроля у нас разработаны унифицированные формы заданий для экспертов. В каждом направлении детально прописываются вопросы для эксперта, на которые надо обратить внимание и отразить в справке. Все вопросы, стоящие на контроле отражаются в приложении к приказу в плане-здании. Комплексная проверка проводится в строго отведенные сроки. О комплексной проверки педагоги узнают на вводном педагогическом совете, точные сроки устанавливаются приказом и доводятся до сведения за месяц до ее начала. После проведения наблюдения за деятельностью педагогов на административно-групповом совещании проходит обсуждение результатов наблюдения, старшим воспитателем формируется справка с описанием увиденного и конкретными выводами и предложениями. Форма справки перед вами. В случае выявления положительного педагогического опыта может быть сформулирована рекомендация к его обобщению. Воспитатели знакомятся с содержанием справки и рекомендациями под подпись.
Тематический контроль
Цель: изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу
Алгоритм проведения
1. Планируется на начало учебного года, входит в содержание Годового плана работы педагогического коллектива
2. Издаются приказ заведующего: - о составе группы экспертов для проведения тематической проверки (на начало учебного года); - сроках проведения проверки и ее содержании с описанием плана-задания для проверки (не позднее чем за 10 дней до начала проверки)
3. В соответствии с темой контроля разрабатывается содержание заданий для каждой группы экспертов (коллектив и эксперты знакомятся с содержанием проверки не позднее чем за неделю до ее начала)
4. Каждой группой экспертов составляется справка с указанием положительных моментов и недостатков в работе коллектива по реализации задачи Годового плана
5. Справка оглашается представителем каждой экспертной группы на педагогическом совете
6. Формулируются рекомендации для организации эффективной работы по исследуемой теме
Главной задачей тематического контроля является определение наличия системы занятий, других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию задач годового плана и Программы дошкольного учреждения. Всем известно, что задачи Годового плана формулируются на основе анализа состояния образовательного процесса предыдущего года. После включения задачи в Годовой план, проведения ряда теоретических и практических мероприятий, направленных на совершенствование работы в этом направлении организуется тематический контроль с целью выявления состояния дел в текущий период. Для проведения тематической проверки в детском саду на начало года приказом заведующего назначается группа экспертов, ответственных за проведение проверки. Для каждой тематической проверки старшим воспитателем разрабатывается план-задание для каждой группы экспертов. По итогам проверки каждая группа экспертов формирует справку по своему направлению с указанием положительных моментов, замечаний и формулировкой рекомендаций. Справки оглашаются на педагогическом совете. Выводы из содержания справок находят отражение в решениях педагогического совета.