Оленина Юлия
Занятия по речевому развитию с использованием интеллектуальной карты «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Научить детей связному последовательному пересказу текста с использованием метода интеллектуальных карт.
Задачи
Образовательные:
Формировать навык составления рассказа по плану, грамматически правильно оформлять высказывания.
Формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.
Развивающие :
Публикация «Занятия по речевому развитию с использованием интеллектуальной карты „Пересказ рассказа К, Д, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Развивать умение пересказывать текст с опорой на наглядность, интонационную выразительность речи.
Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
Воспитательная:
Воспитывать усидчивость, дружеские взаимоотношения с детьми.
Форма проведения: чтение, обсуждение, рассказывание.
Оборудование:
Картинки с изображением времен года, картинки для пересказа, посылка с подарками, фишки (белые и чёрные, смайлики.
Предварительная работа: чтение художественной литературы «Утренние лучи», «Умей обожать»; беседы по иллюстрациям к рассказам К. Д. Ушинского; загадывание загадок; рассматривание картин «Времена года».
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: дети, я очень рада всех вас сегодня видеть.
Приветствие: “Здравствуйте!”
(во время приветствия дети ритмично хлопают, топают, стучат и т. д.)
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
«Здравствуйте ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте щёчки! Плюх, плюх, плюх! (слегка похлопывают себя по щекам)
Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок! (имитируют поцелуй направо и налево)
Здравствуй, мой носик! Пим, пим, пим! (слегка надавливают на нос пальцем)
Здравствуйте друзья!
Здрав-ствуй-те!» (хлопают 3 раза в ладоши на каждый слог)
Воспитатель: Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся им, таким образом, поприветствуем их и подарим нашим гостям частичку хорошего настроения.
- Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Кто-то приходил к нам в гости, пока нас не было в детском саду и оставил рисунки, которые кто-то не дорисовал.
Предлагаю дорисовать. (ёлка, бабочка, цветок, лист).
- Кто желает дорисовать?
Что вы дорисовали. Какие рисунки у вас получились? Кто к нам в гости приходил? (времена года)
Воспитатель: Посмотрите, времена года оставили для нас посылку. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. В ней лежат подарки от времен года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок?
Вынимая по очереди предметы (яблоко, ёлочный шарик, солнечные очки, птичка, дети определяют, от какого времени года подарки.
Воспитатель: В посылке, ребята, лежит ещё подарок, но покажу я его вам, когда вы выполните все задания времен года.
Основная часть:
Игровое упражнение «Чёрное - белое».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, о временах года.
Загадки:
Ребё нок: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Ответы детей.
Выставляется иллюстрация с изображением зимы и на экране телевизора.
Ребята, у кого белые карточки, расскажите, что вам нравится зимой. У кого чёрные карточки, расскажите, почему вам не нравится зимнее время года.
Ребё нок: Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …
Ответы детей.
Выставляется иллюстрация с изображением весны.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вам нравится весной, а что не нравится. Белые – нравится, а чёрные – не нравится.
Ребё нок: Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться …
Ответы детей.
Выставляется картинка с изображением лета.
Воспитатель: Лето - замечательное время года. У кого черными белые карточки, расскажите, что интересного летом? Ребята с белыми карточками, расскажите, что вам не нравится в летнее время года.
Ребё нок: Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
Ответы детей.
Выставляется иллюстрация с изображением осени.
Воспитатель: У кого черные карточки, расскажите, что интересного осенью? Ребята с белыми карточками, расскажите, что вам не нравится в осеннее время года.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а какое время года у вас самое любимое и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А вам интересно, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика Мити из рассказа?
Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется «Четыре желания», а написал его К. Д. Ушинский.
Чтение рассказа.
Беседа с детьми:
Воспитатель:
- О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года)
- Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке)
- Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал)
- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)
- Какими словами мальчик сказал об осени? (осень лучше всех времен года, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки)
- Почему рассказ называется “ Четыре желания”? (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других)
- Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (каждое время года прекрасно по-своему)
Словарная работа (работа по тексту)
Воспитатель: Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.
- Что означает слово румяный? (красный, алый)
- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького, карманного размера)
- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю? (достаточно много)
- Что значит слово восторг? (веселье, радость)
Воспитатель: Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.
Физкультминутка
Мы на саночках катались (полуприседания,
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед,
Белоснежные дома (руки вверх,
Хорошо, когда зима (прыжки на месте!
Бабочки порхают (руки в стороны,
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх,
Что за прелесть - весна (прыжки на месте!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны,
В речку удочку забросим (руки вперед,
Красных ягод наберем (наклоны вперед,
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх,
Лето – лучшее время года (прыжки на месте!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны,
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте!
Воспитатель: Отдохнули? Проходите на стульчики.
Ребята, вы хорошо запомнили текст?
Предлагаю всем вместе составить умную карту к рассказу.
Составление интеллект-карты к тексту.
Воспитатель: Сейчас я еще раз буду читать рассказ Ушинского. Слушайте внимательно, вам нужно его запомнить, чтобы потом пересказать текст точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
А также мы будем выделять самое главное, то, о чем говорит автор и приклеивать соответствующие картинки на доску.
Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Итак, слушайте внимательно.
«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие картинки нам надо приклеить? (горку, санки, коньки, карманную книжку)
Помогите мне: Соня, Катя.
Дети выбирают соответствующую началу рассказа картинки и приклеивают на доску.
Воспитатель: Слушайте продолжение.
«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.»
Воспитатель: Какие картинки приклеим? (бабочку, цветок, книжку)
Дети выбирают соответствующую этой части рассказа картинки и приклеивают на доску.
Воспитатель: Слушайте дальше.
«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.»
Воспитатель: Какие картинки приклеим сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку)
Дети выбирают соответствующую картинки и приклеивают на ватман.
Воспитатель: Послушайте, чем закончился рассказ.
«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.»
Воспитатель: Предлагайте, какие картинки сейчас приклеим. (яблоко, грушу, книжку)
Дети выбирают соответствующую картинки и приклеивают на ватман.
Воспитатель: Ребята, мы вместе составили карту по рассказу и у нас получился рассказ в картинках.
Для вас эти картинки являются планом подсказкой, по ним вы будете пересказывать текст последовательно, выразительно и самостоятельно.
Сначала немного отдохнём.
Снежок
Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками)
Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)
Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую)
И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком)
Я предлагаю вам составить рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?
Кто хочет начать пересказ? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?
Воспитатель: Помните, что самое главное при пересказе - четко и ясно передать последовательность событий.
Дети пересказывают рассказ по частям.
А кто хочет рассказать историю с начала до конца?
Ребенок пересказывает рассказ самостоятельно с опорой на картинки.
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего.
Воспитатель: В рассказе говорится : «Пришла весна». А как можно сказать по-другому? (Наступила.)
В рассказе говорится : «набегался вволю». А как можно сказать по-другому? (вдоволь,
В рассказе говорится : «нарвал цветов». А как можно сказать по-другому? (набрал, насобирал).
Воспитатель: Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу? (маленький)
Погода теплая, а наоборот — холодная;
Осень ранняя, а наоборот — поздняя;
Облако белое — туча черная;
День длинный, а наоборот — короткий;
Вода замерзает, а лед тает;
Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются;
День грустный, а наоборот — веселый;
Настроение плохое, а наоборот — хорошее.
- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “ Четыре желания”)
- Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).
Воспитатель: Вы сегодня замечательно потрудились. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.
- У вас на столах по два смайлика. Если вам занятие понравилось, поднимите весёлый смайлик. Если вы испытывали затруднения, и у вас есть вопросы, поднимите грустный смайлик (дети выбирают и поднимают смайлики).
Воспитатель: Все задания времен года мы выполнили. Давайте посмотрим, какой подарок лежит в посылке. Да это же записные книжки, которые мне хочется подарить вам, чтобы вы записывали в них свои желания!