Мария Николаева
Занятие по программе речевого развития во второй группе раннего возраста (второе полугодие)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Баю-баюшки-баю
Оборудование: кукла, мишка, кроватка
Воспитатель организует игру - вместе с детьми укладывает игрушку спать (кладет в кроватку, укрывает). По ходу игры выразительно читает потешку. Затем предлагает детям по очереди уложить спать другие игрушки, побуждая договаривать пропущенные слова.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок!
Когда игрушка "заснет" - поднести указательный палец к губам и произнести "Тс-с-с!"
2. Покормите птиц зимой (Птичка)
Оборудование: игрушка-птичка
Публикация «Занятие по программе речевого развития во второй группе раннего возраста (второе полугодие)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Воспитатель рассказывает детям о птицах, которые зимуют с нами и не могут найти себе еду. Показывает детям птичку, предлагает покормить ее.
Воспитатель читает потешку, проигрывая ее сюжет - протягивает птичке раскрытую ладонь, а птичка "клюет".
Птичка-птичка!
Вот тебе водичка!
Вот тебе крошки
На моей ладошке!
Затем воспитатель передает птичку ребенку, предлагая "покормить птичку". Ребенок выполняет движения, воспитатель читает потешку, побуждая договаривать пропущенные слова.
Когда все дети "покормят" птичку, птичка благодарит детей.
3. Лошадка
Оборудование: маленькая лошадка, игрушечный человечек подходящего размера, лошадка-качалка.
Воспитатель показывает детям игрушечную лошадку.
- Кто это? Лошадка. Лошадка скачет и цокает копытами: ЦОК-ЦОК! (дети повторяют)
- Лошадка громко кричит: И-ГО-ГО! (дети повторяют)
Воспитатель сажает на спину лошадке человечка:
- Лошадка любит катать малышей. НО! Поехали! (дети катают человечка на лошадке, произнося звуки)
Воспитатель предлагает детям и самим покататься на лошадке, проговаривая звуки.
4. На ферме
Оборудование: игрушки-животные
Воспитатель расставляет на столе перед детьми несколько животных и рассказывает:
- Это ферма. На ферме живут разные животные. Хрю-хрю! Кто это кричит? Это свинка. (просит одного из детей показать свинку, повторить звук
- И-го-го! А это кто кричит? (ребенок отвечает, показывает, повторяет звук)
-Му-у-у! А это кто мычит? и т. д.
Игра продолжается, воспитатель побуждает детей не только отвечать на вопрос, но и задавать его.
После занятия воспитатель может предложить детям покататься на лошадке.
5. Зайка поливает цветы (помогаем маме)
Оборудование: игрушка Зайка, комнатный цветок, игрушечная лейка, тряпка
Воспитатель предлагает детям помочь Зайке, который поливает цветы. Сначала воспитатель показывает и проговаривает действия:
- Зайка поливает цветы. Вода пролилась: КАП-КАП! Зайка, вытирай лужу тряпкой! Растите, цветочки, большие и красивые!
Затем воспитатель приглашает одного из детей помочь Зайке - полить цветок, произнося те же слова.
Физминутка: Давайте покажем, как растут цветы! Сначала они маленькие (присесть на корточки, а потом большие (встать и поднять руки вверх)
6. Мама готовит (+папка "Суп-компот")
Оборудование: игрушка Зайка, игрушечные кастрюли, папка "Суп-компот"
Воспитатель показывает детям игрушку, кастрюльки и рассказывает,
- Это Зайкина мама. Она на кухне. Мама варит суп. На горячей плите стоит кастрюля. Суп кипит в кастрюльке: ПЫХ-ПЫХ!
Предлагает детям сложить овощи в кастрюлю (папка, проговаривая названия овощей. Предлагает детям показать, как мешают суп ложкой (движений рукой по кругу, как суп солят (пальцы щепоткой, перебирать пальцами)
7. Мама стирает (прищепки)
Оборудование: игрушка Зайка, прищепки, игрушечная одежда, тазик, стиральная доска
Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы и рассказывает:
- Маленький Зайка любит гулять, ходить по лужам, поэтому его одежда быстро пачкается. Зайкина мама стирает грязную одежду. Иногда ей помогает стиральная машина, она гудит: У-У-У! (дети повторяют звук)
-А иногда Зайкина мама стирает вещи в тазике, вот так (показывает) Одежда будет чистой! Потом одежду надо повесить сушить на веревку и прицепить прищепками. Вот так! (показывает)
Воспитатель предлагает детям помочь Зайке, развесить одежду на веревку с помощью прищепок, проговаривая названия одежды.
8. Мама гладит
Оборудование: игрушка Зайка, игрушечный утюг, гладильная доска, одежда
Воспитатель напоминает детям, что Зайкина мама постирала одежду и высушила ее на веревке.
- Чтобы одежда выглядела аккуратной, ее надо погладить. Для этого нужен горячий утюг. Мама гадит белье. Утюг шипит: ПШ-Ш-Ш!
Воспитатель предлагает детям помочь погладить белье. Дети повторяют движения, проговаривая названия одежды и воспроизводя звук утюга.
9. Сестра собирает бусы (шнуровка)
Оборудование: игрушка Зайка, бусины, шнур
Воспитатель показывает детям бусины и рассказывает:
-У Зайкиной сестры есть шкатулка. В ней лежат украшения - браслеты, колечки и бантики для волос. Сестра умеет делать красивые бусы. У нее есть много бусинок, которые она надевает на нитку. Как красиво!
Воспитатель предлагает детям собрать красивые бусы для Зайкиной сестры. Дети по очереди надевают бусины на шнур. При необходимости воспитатель помогает.
10. Матрешки-подружки
Оборудование: двух- или трех-составная матрешка
Воспитатель показывает детям матрешку:
-К нам в гости матрешка пришла. Здравствуй, матрешка! (дети здороваются) Тук-тук! Кто там прячется внутри? Ой, внутри маленькая матрешка. Была одна матрешка, а стало две матрешки. Матрешки танцуют: ля-ля-ля! Давайте спрячем маленькую матрешку в большую, вот так!
Воспитатель предлагает детям разобрать и собрать матрешку, проговаривая действия, побуждая ребенка повторять звуки и слова.
11. Ватрушки (Ладушки)
Воспитатель читает детям потешку:
Тушки-ту-тушки!
Пекла баба ватрушки -
Всем по ватрушке
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла баба оладушки -
Маслом поливала,
Деток угощала.
Воспитатель снова читает потешку, делая паузы в конце строк, побуждая детей договаривать последние слова в каждой строчке.
12. Божья коровка (прищепки)
Оборудование: божья коровка из картона, прищепки
Воспитатель показывает детям божью коровку, рассказывает потешку:
Божья коровка,
Черная головка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого!
Затем предлагает детям повторить потешку, делая паузы в конце строк, побуждая детей договаривать последние слова в каждой строчке.
Воспитатель предлагает детям сделать лапки для божьей коровки - прицепить прищепки.
13. Еж (прищепки)
Оборудование: жик из картона, прищепки
Воспитатель показывает детям ежика, рассказывает:
- Это еж. Он не боится никого в лесу, потому что у него острые иголки. Если дотронешься до ежика, то больно уколешься: ОЙ! Как только еж чувствует опасность, сразу сворачивается в клубок, колючки торчат во все стороны! (Пальцы собраны в замок, выпрямлены)
Воспитатель читает стих, показывая движения:
Ёжик маленький замерз
И в клубок свернулся. собрать пальцы в кулачок
Солнце ёжика согрело-
Ёжик развернулся! раскрыть ладошку
Воспитатель повторяет стихотворения, побуждая детей договаривать строчки и показывать движения
14. Разноцветные домики
Оборудование: домики из картона (желтый, красный, синий, зеленый)
Воспитатель раскладывает на столе домики и рассказывает детям:
-Это дом. И это дом. Еще один дом. Это тоже дом. Домики похожи? Да, похожи - у всех домой есть стены, крыша, окошко. А чем дома отличаются?
Воспитатель снова раскладывает картинки на столе со словами:
-Это красный дом. Это синий дом. Это желтый дом. Это зеленый дом.
Затем просит нескольких детей показать по очереди, где дом заданного цвета.
После можно попросить назвать цвет домиков.
15. Про курочку
Оборудование: картинки с изображение курочки в разных ситуациях (курочка клюет, курочка стоит и т. д.)
Воспитатель показывает детям изображение курицы:
-Кто это? Это курица: ко-ко-ко! (побуждает детей повторять)
Затем показывает следующую картинку:
-А это кто? Правильно, это курица. Курица клюет зернышки: клю-клю-клю! Как клюет курочка?
Показывает следующую картинку:
-А кто это? Да, снова курочка, и ее детки цыплята. Цыплята пищат: пи-пи-пи! Как пищат цыплята?
Аналогичную игру можно проводить с другими подобными картинками, например кошка сидит, спит, мяукает, шипит и т. д.
16. Петушок
Оборудование: игрушка петушок
Воспитатель показывает детям петушка, предлагает рассмотреть его. Рассказывает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок, показать гребешок
Масляна головушка, показать голову
Шелкова бородушка. показать бородку
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь, погрозить петушку пальчиком
Громко песни поешь?
КУ-КА-РЕ-КУ!
Воспитатель повторяет потешку, делая паузы в конце строчек, побуждая детей договаривать. Затем приглашает нескольких детей (по очереди, проговаривает с ними потешку, ребенок показывает.
17. Куры
Оборудование: картинки с изображением курочки, петуха, цыплят
Воспитатель показывает детям картинки и рассказывает, побуждая детей говорить знакомые слова и звуки:
-Это кто? Это курочка. Как она говорит? Ко-ко-ко! Это петушок. Он громко кричит. как он кричит? Ку-ка-ре-ку! А это маленькие цыплята, они отвечают маме-курочке и папе-петушку: пи-пи-пи!
А вы знаете, как можно позвать этих домашних птиц? Цып-цып-цып!
Дети по очереди показывают птиц и воспроизводят звуки.
Затем воспитатель предлагает показать, как куры клюют зернышки -постучать пальчиками по столу.
18. Разноцветные крокодильчики
Оборудование: прищепки, коробка
Воспитатель заранее прячет прищепки по комнате (чтобы дети не видели). В начале занятия показывает детям пустую коробку и рассказывает:
-Почтальон принес нам волшебную посылку - в ней были маленькие разноцветные крокодильчики. Но, пока вас не было, крокодильчики разбежались кто куда! Давайте соберем крокодильчиков обратно в коробку. Надо позвать крокодильчиков: АУ! Где ты?
С этими словами воспитатель вместе с детьми находит двух-трех крокодильчиков. складывает их в коробку и предлагает детям самостоятельно позвать и поискать крокодильчиков.
Собранных в коробку крокодильчиков воспитатель обыгрывает:
-Смотрите, как много крокодильчиков пряталось у нас в группе! Крокодильчики умеют кусаться - вот так!
19. Звуки вокруг нас
На этом занятии дети учатся пропевать на одном выдохе гласные звуки А, О, У, Ы.
Воспитатель предлагает детям такую игру:
-В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки.
Как плачет малыш? А-А-А!
А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? О-О-О!
Самолет гудит в небе: У-У-У!
А на реке гудит пароход: Ы-Ы-Ы!
Повторяйте за мной!
Воспитатель обращает внимание детей, что каждый звук следует произносить долго, на одном выдохе
20. Расти, пена!
Оборудование: стакан с водой, стаканы с раствором для мыльных пузырей, коктейльные трубочки
Воспитатель показывает детям стакан с жидкостью и говорит:
-Сейчас я устрою фокус-покус! Посмотрите, как пузырьки я умею делать! (Опускает трубочку в стакан с водой и дует)
-А эту воду я заколдую! Смотрите, что получается! Это пена из больших и маленьких пузырьков! (опускает трубочку в стакан с раствором для мыльных пузырей)
Воспитатель предлагает детям тоже сделать много пены, подув в трубочку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.