Мария Николаева
Занятия по программе речевого развития во второй группе раннего возраста (первое полугодие)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Зарядка для ладошек
Занятие проводится сидя за столом. Воспитатель четко и бодро произносит потешку, показывая движения ладонями. При повторении воспитатель побуждает детей повторять движения. Темп игры можно регулировать - произносить текст и выполнять движения медленно, а затем в более быстром темпе:
Ладошки вверх! руки на стол прямыми ладонями вверх
Ладошки вниз! перевернуть ладонями вниз
А теперь их на бочок! поставить ребром на стол
И зажали в кулачок! сжать ладони в кулачки
После двух повторений воспитатель при необходимости корректирует движения детей, беря ладошки ребенка в свои руки.
Публикация «Занятия по программе речевого развития во второй группе раннего возраста (первое полугодие)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
2. Серенький зайка
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришёл зайчик и читает стихотворение, одновременно показывая, как заяц "шевелит ушками" - двигая двумя пальцами - средним и указательным.
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Воспитатель побуждает детей тоже изобразить зайчика из пальчиков, при необходимости помогает им.
После воспитатель предлагает поиграть в "Веселых зайчиков"- читает стихотворение и побуждает детей повторять движения
По лесной лужайке легкий бег
Разбежались зайки.
Вот какие зайки, поднять руки к голове, показать "ушки"
Зайки-побегайки!
Сели зайчики в кружок, присесть
Роют лапкой корешок. изобразить, как роют руками землю
Вот какие зайки, поднять руки к голове, показать "ушки"
Зайки-побегайки!
3. Морковка для зайки
Оборудование: Морковка-игрушка, прищепки зеленого цвета, "морковка" из картона
Воспитатель рассказывает детям, что зайка снова пришел к ним в гости и принес свою любимую морковку (показывает игрушку). Затем показывает картонную морковку и предлагает сделать ей хвостик из прищепок. Воспитатель объясняет, как правильно держать прищепку, показывает, как следует нажимать на кончики прищепки одновременно двумя пальцами, а потом отпустить, прицепив ее на морковку. После объяснения воспитатель предлагает каждому ребенку попробовать, при необходимости корректируя движения.
Когда все дети поучаствуют в работе, можно поиграть в "Веселых зайчиков"
4. Зайка сидит
Оборудование: Стул для воспитателя, маленькие стульчики для детей и игрушек, игрушка-заяц, другие игрушки
Воспитатель сидит на стуле, предлагает детям поздороваться с зайкой, который пришел в гости. Затем он сажает зайку на стульчик и говорит:
- Посмотрите, я сижу и зайка сидит. И вы тоже сидите на стульчиках.
-Зайка сидит: ВОТ ТАК! (побуждает детей повторять слова)
-Зайка устал и отдыхает. Он сидит на стульчике, ВОТ ТАК! (побуждает повторять детей слова)
-Давайте посадим на стульчики и другие игрушки, пусть они тоже отдыхают (дети по очереди рассаживают на стульчики игрушки, повторяя слова воспитателя "Кукла сидит ВОТ ТАК!", "Мишка сидит ВОТ ТАК!" и др.)
Когда все дети поучаствуют в работе, можно поиграть в "Веселых зайчиков"
5. Тучка
Оборудование: Прищепки синего цвета, ведерко, "тучка" из картона, зонтик
Воспитатель показывает детям тучу, рассказывает, что туча очень грустная, у нее было много капелек, но она их все потеряла. Показывает ведерко с прищепками и предлагает вернуть капельки на тучку.
После объяснения воспитатель предлагает каждому ребенку попробовать, при необходимости корректируя движения.
Когда все дети поучаствуют в работе, можно поиграть в игру "Солнышко и дождик"
6. Мишка косолапый
Оборудование: Игрушка мишка
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня в гости к ним пришел Мишка, который хочет рассказать, как он гулял в лесу. По ходу стихотворения воспитатель показывает движения и побуждает детей повторять за ним:
Мишка косолапый по лесу идет, идти вперевалочку
Шишки собирает и в карман кладет. изобразить, как поднимает шишки
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! легонько ударить ладошкой по лбу
Мишка рассердился и ногою - ТОП! сердито топнуть ногой
После 2 повторений можно предложить детям пожалеть Мишку, погладить его, сказать "Не сердись!"
7. Мои друзья
Оборудование: Альбом с фотографиями детей группы, воспитателей
Воспитатель показывает детям "Волшебную книжку" - альбом с фотографиями детей и воспитателей. Предлагает рассмотреть картинки и рассказывает, кто на какой фотографии изображен, называя детей по именам. После побуждает детей называть имена знакомых детей, задавая наводящие вопросы:
- Кто это? Как зовут этого мальчика?
8. Кто там?
Оборудование: Ширма, игрушки разных животных
Воспитатель рассказывает, что сегодня в гости к ребятам пришло много гостей и предлагает узнать, кто же это. За ширмой спрятаны игрушки или картинки с изображением животных. Воспитатель говорит:
-Слышите, там кто-то есть! Послушайте внимательно! Кто там? (произносит звук животного или птицы: мяу, гав-гав, пи-пи-пи, и-го-го и др.)
Если ребенок правильно называет животное, то воспитатель показывает картинку или игрушку:
-Молодец, угадал! Послушайте, кто еще там кричит?
Игра продолжается с другими игрушками.
9. Озвучь картинку
Оборудование: Картинки, которые можно озвучить - машина, паровоз, колокольчик, барабан, часы, телефон и др.
В начале занятия воспитатель показывает детям картинки по очереди и озвучивает их:
- Это машина и сигналит: БИ-БИ!
- Это колокольчик звонит: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!
- Это едет паровоз: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ!
Когда дети хорошо ознакомятся с картинками, воспитатель просит детей по очереди:
- Покажи, где едет паровоз? А как он едет?
- Что это? Машина. Как машина сигналит?
В конце занятия воспитатель показывает картинки всем детям и они озвучивают картинки все вместе.
10. Моторчики
Оборудование: Большая и маленькая машинка, кубики
Воспитатель предлагает детям поиграть в машинки:
-Давайте поиграем в машинки! Загрузим в машинки кубики и перевезем их.
-Будем заводить мотор - ж-ж-ж!
- У большой машины большой мотор - вот такой! поставить перед собой согнутые в локтях руки и вращать их друг вокруг друга.
-А у маленькой машинки маленький моторчик - вот такой! соединить пальцы рук в замок, вращать большие пальцы друг вокруг друга.
Воспитатель предлагает детям завести моторчики. Один ребенок загружает кубики и катает машину, остальные дети выполняют движения руками.
11. Поезд
Оборудование: Кубики, небольшие игрушки
Воспитатель предлагает детям поиграть в поезд. Выкладывает кубики в ряд на полу, проговаривая стишок:
Веселый паровозик
Вагончики везёт!
Трубой пыхтит,
Колесами стучит! ТУ-ТУ!
"Ту-ту" произносит вместе с детьми
Затем предлагает посадить на поезд пассажиров - ставят на каждый кубик игрушку.
-Пришли пассажиры, стали садится в вагоны. Кто едет в этом вагоне? Кошечка, МЯУ-МЯУ. А в этом? Курочка, КО-КО-КО. -Поезд поехал: ТУ-ТУ!
-Остановился поезд на станции - выходите, пассажиры!
Каждый ребенок сажает в поезд игрушку и озвучивает ее.
12. Погружение (+Кто там)
Оборудование:Большая миска, наполненная фасолью, мелкие игрушки
Воспитатель показывает детям миску с фасолью и рассказывает, что в ней спрятались игрушки. Предлагает детям по очереди опустить руки в фасоль, на ощупь найти игрушку, показать и рассказать, кого он нашел.
- Опусти руки в миску. Поищи там игрушку. Нашел? Доставай, покажи нам. Кто Это? Правильно, это кошечка, она говорит МЯУ-МЯУ. А это что? Да, это машина. Она едет и сигналит: БИ-БИ!
Когда все игрушки будут найдены, дети могут поиграть с фасолью - пересыпать ее, захватывать и сжимать фасолинки в кулачках, катать их между прямыми ладошками.
Можно использовать в игре горох или крупы - гречку, рис, пшено.
13. Снег идет
Оборудование: "Снежки" (кусочки ваты")
Воспитатель рассказывает детям, что совсем скоро наступит зима, а зимой идет снег. Раскладывает на столе кусочки ваты.
-На улице снег идет. Снежинки кружатся, летают. Давай подуем на снежинки!
Дети по очереди дуют на снежинки.
Затем воспитатель приглашает детей на ковер и предлагает им превратится в снежинки - читает стихотворение и показывает движения, дети повторяют:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок!
- Ветер подул - разлетелись снежинки, закружились (кружатся на месте)
Ветер стих - снежинки опустились на землю (приседают)
14. Пальчики играют
Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками, показать, сколько они умеют:
- Ну-ка, поднимем ручки, покажем, какие у нас пальчики! (поднять руки вверх, растопырить пальцы)
- Пальчики проснулись и потягиваются (руки вверх, шевелить только пальчиками)
- Пальчики здороваются друг с другом (сначала здороваются пальчики на одной руке - прикасаются кончик большого пальца и указательного, большой и средний и т. д. ; затем также здороваются пальчики на другой руке)
- Пальчики делятся на пары (соединять палец к пальцу на обеих руках)
- Пальчики катаются на каруселях (руки подняты, круговые движения влево-вправо расслабленными кистями рук - "фонарики")
- Пальчики шепчутся (собрать пальцы в щепотку, затем расставить в стороны)
- Пальчики лежат, отдыхают (положить прямые ладошки на стол)
- Вот один пальчик встал, вот другой (по очереди поднимать пальчики)
-Молодцы наши пальчики, хорошо поиграли! (погладить ладошки - "похвалить", похлопать)
15. Веселый концерт
Оборудование: Барабан, балалайка, колокольчик, дудочка
Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты, рассказывает про них:
-Это дудочка. Как дудочка дудит? Ду-Ду-Ду! (дети повторяют)
-Это балалайка. Давайте поиграем на балалайке: Ля-Ля-Ля! (дети повторяют)
- Это колокольчик. Он звенит: Динь-Динь! (дети повторяют)
- А это барабан. Как мы бьем в барабан? Там-Там-Там! (дети повторяют)
Воспитатель предлагает детям выбрать понравившийся инструмент и поиграть на нем - сначала поиграть, затеи произнести звук.
16. Зайка наряжает ёлку
Оборудование: Небольшая елка, игрушки, которые можно на нее повесить, коробочки-подарки, игрушка Зайка
Воспитатель рассказывает, что скоро будет праздник - Новый год, а на Новый год принять наряжать елку.
-Посмотрите, какая у нас красивая елка! УРА! Зайка украшает елку разноцветными шарами. Как красиво! Ах! Давайте поможем Зайке!
Дети по очереди подходят к елке, выбирают шарик, вешают его на елку, произносят Ах!
- Теперь наша елка нарядная! Дед Мороз принесет под елку подарки! УРА! (дети повторяют)
- Давайте зажжем фонарики для нашей красивой елочки! (руки подняты, круговые движения влево-вправо расслабленными кистями рук - "фонарики")
17. Снежная битва (бумажная битва)
Оборудование: "Снежки" из ваты, бумаги Воспитатель рассказывает детям, что зимой можно играть в снежки и предлагает устроить снежную битву прямо в группе. Показывает детям "снежки", дает потрогать, сравнить бумажные и ватные шарики. Затем предлагает устроить снежную битву - бросать "снежки" друг в друга, произнося "Вот тебе!"
В конце битвы "снаряды" нужно собрать в коробку или корзину.