Елена Мартыненко
Занятия по ФЦКМ в Программное содержание: подготовительной группе. Тема: «В гостях у медвежонка Умки»
▼ Скачать + Заказать документы
• Программное содержание :
- развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, дать детям первоначальные представления о глобусе;
- познакомить детей с особенностями природных условий Арктического края;
- закреплять знания детей о животном мире Арктики;
- учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных;
- уточнить знания детей о природных явлениях Арктики;
-развивать мышление, память, способность к умозаключениям;
- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.
Публикация «Занятия по ФЦКМ в Программное содержание: подготовительной группе, Тема: „В гостях у медвежонка Умки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медвежонок Умка
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация: «Животный мир Арктики»; глобус.
Предварительная работа:
- чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
- знакомство с животными Севера;
- дидактическая игра «Знакомство с глобусом»
- просмотр мультфильма «Умка»
Ход:
- Ребята, сегодня в детский сад принесли телеграмму для детей подготовительной группы. Давайте ее прочтём. (Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас в гости. Умка).
- Ребята, а кто такой Умка? (Умка – это белый медвежонок)
-А где живут белые медведи? (а белые медведи живут в Арктике)
-Правильно. Но, где же находится Арктика? А это мы можем узнать, если мы рассмотрим… Глобус.
-Ребята, а вы знаете, что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)
-Да правильно, вот посмотрите на нашу Землю.
-Какой формы глобус? (Круглой, в виде шара).
-Что мы можем увидеть, с помощью глобуса? (Моря, океаны, континенты, пустыни).
- Ребята, а где находиться Арктика? (Арктика находиться на Северном полюсе Земли).
Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда.
Воспитатель: Ребята, почему белоснежное? Да потому что слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь» поэтому так и назвали этот край? Хозяин Арктики – белый медведь.
Арктика – это владение белого полярного медведя
Воспитатель: На чем можно отправиться на Северный полюс? (На самолете, вертолёте)
-Ребята, а нам с вами поможет отправиться в Арктику девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик-Семицветик»
(входит девочка Женя)
-Здравствуйте ребята, меня зовут Женя.
Воспитатель: Здравствуй Женя. Не могла ли бы ты нам помочь попасть на Северный полюс, с помощью своего волшебного Цветика – Семицветика?
Женя: Я помогу вам попасть на Северный полюс. (отрывает лепесток, говорит слова: Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты Земли
Будь, по - моему вели,
Хочу, чтобы мы с ребятами оказались на северном полюсе.
(Под грамзапись попадаем на Северный полюс)
Воспитатель: Мы оказались на Северном полюсе. Вот оно белоснежное царство снега, холода и льда. (просмотр слайда)
(Выходит Умка- ребенок)
-Здравствуйте ребята, я медвежонок Умка. Море – это стихия белого медведя. В холодной воде мы охлаждается в жару и согревается в мороз. Мы белые медведи любим путешествовать на и заплывают в районы Северного полюса.
Воспитатель: Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются.
-Ребята сейчас Умка вам будет загадывать загадки, о животных, которые живут рядом с ним. А мы с вами должны отгадать о ком идёт речь.
Умка (загадывает загадку)
В заснеженной пустыне
Разлегся он на льдине.
Но рыб ловить ему не лень,
Он любит плавать он – (Тюлень) (слайд тюленя)
Ребенок (Саша Г.) рассказывает о тюлене, у тюленя крупное тело обтекаемой формы, это позволяет ему хорошо плавать и нырять. Живут тюлени огромными семьями в приполярных холодных регионах.
Воспитатель: Да из-за обтекаемой формы тела, они хорошо плавают и ныряют.
Умка (загадывай свою следующую загадку.)
Умка: - Крупный зверь, имеет бивни,
но не те, что у слонов,
вместо ног - имеет ласты.
Кто назвать его готов? (Морж) (Слайд)
Ребенок (Вика Е.) рассказывает о морже, морж знаменит своими огромными клыками, которыми он роет подводный грунт, добывая моллюсков, отбивается от врагов и цепляется за лед, когда выбирается из воды. Живут моржи по берегам холодных морей Северного полушария.
Воспитатель: Да, с помощью своих клыков они отбиваются от врагов и выбираются из воды.
Умка мы ждём от тебя следующую загадку.
Умка: - Незаметно проплыла,
Словно льдина, вся бела.
В хоре песенки поет –
Ужасающе ревет. (Белуха) (Слайд)
Ребенок (София К.) рассказывает о белухе, свое название зубатый кит белуха получил за белый цвет кожи. Белуха может издавать звуки: свист, щебет, визг, клекот, стон, рев, поэтому некоторые называют этого кита «морской канарейкой». Живут белухи в арктических морях.
Воспитатель: Из-за своего цвета кожи, белуха и получила свое название.
- Следующая загадка.
Умка: Большие рога, высокие ноги.
Он ходит по снегу, совсем без дороги.
Помочь человеку он может в делах.
Катает детишек на быстрых санях. (Северный олень) (Слайд)
Ребенок (Настя Д) рассказывает об олене, северный олень покрыт густой шерстью. Каждая шерстинка внутри пустая. Воздух в шерстинках позволяет оленю сохранять тепло и не мерзнуть. Северные олени живут в тундре.
Воспитатель: а ещё северные олени помогают людям перемещаться.
- Умка загадывай свою следующую загадку.
Умка: Белая рубашка,
Сверху чёрный фрак,
Ковыляет среди льдин,
Антарктический (Пингвин). (Слайд)
Ребёнок (Артём Ф.) рассказывает о пингвине (пингвины плавают с такой скоростью, как большинство других рыб, и используют этот навык для добычи пищи. Поскольку их крылья не приспособлены к полету, они являются превосходными пловцами и водолазами.
(Под музыку выходит пингвин Тимка) - читает стихотворение.
Пингвин Тимка: Ребята, а что помогает нам животным выжить в таких суровых условиях?
Дети - (теплый мех и подкожный жир)
Воспитатель: в летнее время вАрктике круглые сутки светло, солнце совсем не скрывается. Оно поднимается не высоко, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит у нас.
Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы (фонограмма северного ветра). Давайте погреемся.
Физминутка (Звучат звуки ветра)
Дуют ветры ледяные (взмахи на себя)
Горы снежные, крутые (руки сложены над головой, домиком)
Там о лете не слыхали (повороты в стороны)
Там согреешься едва ли (греем плечики)
Он не мал, и не велик, (приседание руки в стороны)
Это снежный материк (наклоны в стороны)
Воспитатель: В зимнее время в Арктике солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится долгая полярная ночь. Только бледный свет звезд да луна, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.
Пингвин Тимка: Ребята, я предлагает вам полюбоваться красотой северного сияния. (Видео «Северное сияние»)
Воспитатель: Умка, Тимка наши ребята очень готовились к встрече с вами и поэтому приготовили для вас музыкальный подарок.
Танец в исполнении девочек «Где-то на белом свете»
Умка: Спасибо нам очень понравился ваш танец.
Пингвин Тимка: А, я принёс для вас угощение (угощает конфетами)
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться домой. Давайте скажем Умке и Тимке спасибо и отправимся в обратный путь. Женя ты поможешь нам с цветиком – семи цветиком вернутся в наш детский сад.
Женя отрывает лепесток и произносит слова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты Земли
Будь по - моему вели,
Хочу, чтобы мы с ребятами оказались в детском саду.
(Под грамзапись возвращаемся в сад)
- Ну, вот мы опять вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте сейчас сделаем для Умки и Тимки открытку о нашем путешествии. Подойдите к столам, посмотрите, что вы видите? (Умка). Одни дети будут делать фон и северное сияние для открытки, другие наклеивать снег (ватные диски) и Умку (посыпаем нарезанными нитками).
Дети выполняют коллективную работу под музыку.
Итог занятия.
-Вот какая открытка у нас получила. Мы её отправим нашим друзьям Умке и Тимке.
- Ребята, а где мы сегодня с вами побывали?
- С каким животными Крайнего Севера познакомились?
- Наше путешествие окончено.