Ольга Медоварова
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЦКМ
Тема: «Природа и пирамиды».
Цели.
• Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в природе между ее обитателями, условиями их существования.
• Подводить детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Задачи:
• Познакомить детей с «экологическими «пирамидами.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса- растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
• Развивать умственные способности детей: умение рассуждать, сравнивать, делать выводы
• Воспитывать разумное поведение по отношению к природе.
Словарная работа: хищники, травоядные, пирамида, равновесие, природа.
Предварительная работа: беседы о жизни диких животных, чтение книг экологической тематики, наблюдения в природе, изготовление пособий в форме пирамид по временам года и сообществам: лес, луг, болото, водоем, занятия экологической направленности.
Материал. Письмо Незнайки, конверт, ножницы, пирамидка-игрушка, 2 макета пирамид, 2 таблицы с изображением зубастой пасти и травы.
Ход занятия.
В начале занятия почтальон (сотрудник детского сада) приносит письмо.
- Вам письмо.
Воспитатель. «Интересно, от кого это письмо». Читает.» Детский сад. Детям подготовительной группы. «Это нам. Так, обратный адрес: Цветочный город, Незнайка. Что же он нам пишет? (если в группе есть читающие дети, то письмо читает ребенок)
Письмо: Дорогие. Дети! Вы очень хорошо рассказали мне, что такое «лес». Но мне страшно туда идти. Я боюсь зверей. Помогите мне. Незнайка.
- Ребята, поможем Незнайке?
-Не всех зверей в лесу надо опасаться. Есть хищники и … ( дети досказывают: травоядные.)
- Ребята, вспомните, кто такие «Хищники»?
-Хищники-это животные, которые питаются мясом.
-А каких животных мы называем травоядными?
- Травоядные-это животные, которые едят траву.
- Хищников мы обозначим вот такой зубастой пастью. Иди, Алина, расставь здесь картинки с изображением хищников, а а Андрей отыщет картинки с травоядными животными и поставит под этим значком (нарисована травка).
Пока дети выполняют задание. Воспитатель рассказывает и показывает жестами.
- В природе между численностью животных существует подвижное равновесие. Хищных животных должно быть всегда меньше, чем травоядных. Кого должно быть больше: зайцев или волков? Почему?
- Зайцев должно быть больше, чем волков. Если зайцев будет меньше, волкам нечего будет есть.
- Правильно, молодцы!
-Ребята, уже выполнили свое задание. Алина, картинки каких животных ты поставила?
- Я поставила лису, волка, медведя.
_ Хорошо. Ребята, все правильно она сделала?
-Да.
-Давайте еще раз назовем этих животных одним словом
-Это хищники.
А может кто-то еще назовет хищных зверей из нашего леса.
Дети называют куницу, рысь.
- Молодцы. А теперь ты, Андрей, каких зверей нам назовешь?
- Это животные травоядные : заяц, белка, кабан, лось.
- Хорошо. Ребята, правильно он выполнил задание?
-.Да.
- Давайте еще раз назовем этих животных одним словом.
-Травоядные.
А кто сможет назвать еще травоядных животных, которые водятся в нашем лесу?
- Мыши, хомяки, бобры…
- Молодцы, ребята, вы настоящие знатоки природы.
Физкультминутка.
Зайцы скачут: скок, скок, скок! (прыжки на двух ногах)
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают (приседания)
Не идет ли волк?.
Раз-согнулся, разогнулся (наклоны)
Два –нагнулся, потянулся.
Три – в ладоши три хлопка, (хлопки)
Головою три кивка.
- А теперь сядем так тихо, чтобы вас волк не услышал.
- Смотрите, что я вам принесла (воспитатель показывает детскую пирамидку) Что это?
- Пирамидка.
Правильно. Внизу пирамидка больше, а кверху все меньше и ( дети добавляют: «Меньше»).
- Давайте нарисуем пирамиду в воздухе. На какую геометрическую фигуру она похожа?
- На треугольник.
А вот отношения между хищниками и травоядными тоже можно представить в виде «экологической» пирамиды. Смотрите: зайцы едят что?
-Траву.
Воспитатель показывает в основании полоску с травой.
- Много или мало травы съедает каждый заяц?
- Много.
-Значит, кого должно быть дольше: зайцев или травы?
Травы.
-Правильно. Поэтому мы траву помещаем в основание пирамиды, а зайцев повыше.
- А чем питается волк?
-Зайцами.
- А, чтобы волку быть сытым и сильным, достаточно съесть одного зайца или больше?
-Значит, кого должно быть больше: волков или зайцев?
Воспитатель обобщает: чтобы всем хватило еды, травы должно больше, чем зайцев, а зайцев больше, чем волков.
А я вам принесла еще одну «экологическую» пирамиду. А вот все ли в ней правильно?
Мыши
Сова
Колоски
Давайте вместе прочитаем.
Дети читают хором: колоски, сова, мыши.
Если детям трудно объяснить, задаю вопросы: Кто ест колоски? Много или мало колосков съедает каждая мышь? А чем питается сова? Сове, чтобы быть сытой нужно съесть одну мышку или много?
Кто сможет исправить эту пирамиду?
Дети поправляют.
Воспитатель обобщает: Чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем… (дети договаривают) мышей, а мышей должно быть больше, чем…сов.
-А сейчас мы с вами построим живую пирамиду. Ребята со второго ряда будут морковки. Андрей. Яна. Илюша и Саша-зайчики, Денис будет волком.
-Кого у нас больше?
- Морковок.
-«Морковки» похлопали.
_Поменьше у нас.
-Зайчиков.
-Зайчики, попрыгали.
- И один?.
-Волк.
-Волк, порычи.
Вот какая экологическая пирамида получилась.
- Ребята, а может нужно уничтожить всех хищников? В лесу останутся только травоядные, не нужно будет Незнайке никого бояться?
Дети рассуждают.
Одно время люди таки думали, и перебили почти всех волков, считая их вредными зверями. Травоядных расплодилось очень много, они стали больше болеть, им не хватало корму. Люди нарушили экологическое равновесие в природе. Ведь хищники съедают слабых и больных, а сильного и здорового, например, зайца не так-то легко догнать. Поэтому волков сейчас называют «санитарами» леса. В природе все мудро устроено. А Незнайке мы нарисуем, как нужно себя вести в лесу.
-Ребята, а что вы сегодня узнали нового?
Что вам больше понравилось?
[/h3]