Татьяна Кондратьева
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представление о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, отстоявшему мир в жестоких сражениях.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: общение со взрослым, проведение опыта, восприятие музыки, стихов, просмотр презентации.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
Образовательные задачи: уточнять и углублять представления об истории; поощрять интерес к событиям, происходящим в стране; углублять знания о защитниках страны в дни войны; формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны; обогащать словарь детей: Отечество, фронт, война, тыл, блокада, дорога жизни, подвиг.
Развивающие задачи: Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнавать больше нового. Закрепить навыки речевой, экспериментальной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать координацию речи с движениями.
Воспитательные задачи: Воспитывать в детях чувство за свой народ, умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к жителям города.
Словарная работа: Отечество, фронт, война, тыл, блокада, дорога жизни.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, посещение памятников погибшим героям.
Методические приемы: словесный: рассказ, беседа, вопросы; наглядный: слайдовая презентация, показ и объяснение воспитателя; практический: совместное проведение опыта.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, проекционный экран, стол, стулья по количеству детей, письмо, презентация о Великой Отечественной войне, схема озера, термометр, стаканы, лед, вода.
Ход педагогического мероприятия:
- Ребята, посмотрите, мне в руки попало письмо! Это истлевшее письмо на старой бумаге. Письмо написал мальчик Слава своему папе более 70 лет назад.
- Ребята, давайте прочитаем письмо.
«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе… Я все время хочу есть, и мама тоже все время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, и масла не бывает. Дорогой папа, бей фашистов!»
- Ребята, кому написал письмо мальчик?
- О чем рассказывает Слава папе в письме?
- О чем просит мальчик своего папу в письме?
- Взрослые и дети писали такие письма своим родным в далеком прошлом.
- Мальчик Слава жил со своей семьей, в городе Ленинграде. Была мирная жизнь. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Неожиданно воскресным летним утром, когда люди еще спали Германия без объявления войны напала на наше Отечество.
- Что такое Отечество? (Родная страна).
- Как называется наша страна? (Россия)
Началась Великая Отечественная Война.
- Что такое война? (Война – это борьба, когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов).
- Все люди поднялись на защиту своей Родины. Бои велись и на земле, в воздухе, и на воде. Наши войска не сдавались.
- Большую поддержку фронту оказывал тыл.
- Что такое тыл? (Люди, которые не воевали, помогали солдатам).
- Ребята, как вы думаете, как помогали люди в тылу солдатам?
Начиная от детей и заканчивая стариками, каждый кто мог работать, трудился у станков на заводах, изготавливая оружие и боевые машины для фронта. Женщины выполняли всю мужскую работу, трудясь на полях в колхозах и на заводах. Голодая, не высыпаясь люди делали все, чтобы помочь нашим солдатам остановить фашистов.
- Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг»? (Это смелый, отважный, хороший поступок).
- Кто такой герой? (Человек совершающий смелые, хорошие поступки).
- Героями были не только люди, но и города. Тринадцать городов носят звание город-герой, среди них город Ленинград.
- Фашистская армия близко подошла к Ленинграду. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Они окружили город со всех сторон.
- Посмотрите (карту-картинку, на что это похоже? (круг, кольцо)
- Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой.
- Ребята, а как вы понимаете блокада? (ответы детей) Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти.
- Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград со страной.
- И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно. Почему опасно передвигаться по льду? (Ответы детей).
- Потому что лед капризен и ненадежен. В нем были трещины и непроходимые снежные заносы. Под тяжестью груженых автомобилей он мог провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха. Укрыться было негде.
- Природа помогла людям. Морозы наступили раньше обычного. Озеро покрылось льдом. По замерзшему Ладожскому озеру повезли голодным ленинградцам хлеб. А из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни».
-Сейчас я предлагаю вам поэкспериментировать.
- Как вы думаете, откуда озеро начинает замерзать быстрее? (Ответы детей).
- Ребята, давайте посмотрим на схему озера. Где самое глубокое место в озере? (В середине).
- Где самое мелкое место в озере? (У берега).
- Берем воду из графина и разливаем воду по стаканам. Это будет озеро в середине и у берега.
- Первый стакан наполняем полный и обозначим буквой А. Это будет озеро в середине. Второй стакан наполняем меньше половины и обозначаем его буквой Б. Это будет озеро у берега.
- Давайте измерим температуру воды в стаканах. Чем измеряется температура? (термометром).
- Ребята, посмотрите температура воды до мороза в обоих стаканах одинаковая. (С помощью термометра измеряется температура воды).
- А теперь представьте, ударили сильные морозы. Что произойдет с озером? (Вода в озере замерзнет, покроется льдом).
- Давайте оставим стаканы на некоторое время и посмотрим, что произойдет. А мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка: «Победа!»
Мы празднуем Победу! - Шагают на месте.
Салют! Салют! Салют! - Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем
Кругом цветы весенние - Руки на пояс, повороты туловища,
Цветут, цветут, цветут! - Руки развести в стороны.
Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные - Вдох, круговое движение руками,
Живут, живут, живут! - Изображая земной шар.
- Ребята, давайте посмотрим, что произошло с водой в стаканах. Посмотрите, за одинаковое количество времени вода имеет разное состояние. Ребята, что произошло с водой? (Ответы детей).
- Вода в стакане А покрылась корочкой льда. Это вода в середине озера. Вода в стакане Б замерзла полностью. Это вода у берега озера. Вода у берега замерзает быстрее, чем в середине. Так было и с Ладожским озером.
- В Ладожском озере у берегов вода покрылась льдом раньше, чем в середине реки.
- Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что прозвали ленинградцы его «дорогой жизни».
- Много жизней унесла эта война. И наконец настал тот день.
Май. Весна. Земля одета в белый цвет. Повсюду счастливые лица людей. Это была Победа! С тех пор день 9 мая стал нашим великим праздником Днём Победы! Мы вспоминаем своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу.
- Ребята, что вы узнали нового?
- Что вам запомнилось?
- Ребята, спасибо за занятие, мне было очень интересно с вами работать.