Надежда Дурнова
Занятие в старшей группе «Откуда хлеб пришёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе «Откуда хлеб пришёл»
Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; помочь им понять, что хлеб – это итог большой работы многих людей; учить делать простые умозаключения; способствовать развитию речи, расширять словарный запас; формировать навыки диалогической речи: слушать взрослого, отвечать на поставленные вопросы; формировать бережное отношение к хлебу.
Публикация «Занятие в старшей группе „Откуда хлеб пришёл“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал: зёрна пшеницы и ржи, иллюстрации, серп, булочки – колобки, чай.
Ход занятия:
Воспитатель. Вчера мы с вами смотрели спектакль по русской народной сказки «Колобок».
- Кто главный герой этой сказки?
- Что сделала баба, чтобы замесить тесто и испечь колобок?
- Можно ли сказать, что колобок – это хлеб?
Правильно, колобок – это хлебобулочное изделие. Нам на полдник очень часто дают колобки – булочки. Хлеб делают из пшеничной или ржаной муки. И сегодня я вам хочу рассказать, как люди
выращивали пшеницу и рожь в те времена, когда придумали сказку «Колобок». Приготовьте глазки, навострите ушки, сядьте рядком да послушайте мой рассказ.
В давние – давние времена к севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком, в котором лежали семена пшеницы и ржи, выходили в поле. Возьмите себе по зёрнышку, рассмотрите его и расскажите, какое оно? (по цвету, по форме, по величине, на ощупь, на запах, по твёрдости.)
Вот идёт сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо (Показ иллюстрации)
- Как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? Почему?
Да, день должен быть тёплым, не дождливым, а самое главное безветренным, чтобы зерном
равномерно можно было засеять поле.
- А чтобы из зерна появился колосок, что для этого нужно?
Правильно, чтобы солнышко светило, да дождь в меру землю поливал. А в жаркую, засушливую погоду люди закликали дождик:
Дождик, дождик, поливай, Дождик, дождик, припусти,
Будет хлеба каравай, Дай колосьям подрасти.
Давайте и мы покликаем дождик. (Дети с воспитателем произносят закличку)
Выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай.
Я принесла на занятие серп, чтобы вы рассмотрели это орудие труда и знали, что им на Руси убирали хлеб.
- На что похож серп?
Посмотрите, как работали с серпом женщины на полях. (Показ иллюстрацию).
Целый день женщины работали, и в жару, и в дождь. Тяжела работа – целый день на ногах, да ещё постоянно надо было наклоняться, чтобы срезать колосья и завязать их в снопы. Когда зерно подсохнет, его надо было обмолотить, то есть вынуть из колосьев зёрна, а для этого люди брали цепи – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам. (Показываю иллюстрацию).
Зерно ссыпали в кучу, и чтобы оно не испортилось, его постоянно перебрасывали лопатами с одной стороны на другую. (Показываю иллюстрацию).
Просушенное зерно везли на мельницу, там мололи и получалась мука, из которой готовили разные вкусные хлебобулочные изделия.
Гимнастика
Воспитатель: Дети, представьте, что мы в поле. У меня в руках волшебная палочка. Я ей сейчас взмахну, скажу волшебные слова, и вы превратитесь в маленькие зёрнышки.
- Влево – вправо повернитесь, в зёрнышки превратитесь!
Маленькие зёрнышки посадили в землю (присели,
- Тёплое солнышко греет землю, дождик не забывал поливать, зёрнышки росли – росли и стали колосками (медленно поднимают руки вверх,
- Колоски хотят вырасти большими, с множеством маленьких зёрнышек, они тянутся к солнышку (поднимите руки, почувствуйте в них напряжение,
- Солнышко сильно – сильно припекло, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните головки, опустите руки, плечики,
- Но вот пошёл долгожданный дождь, ожили колоски, снова встали гордо, прямо, вытянули свои головки к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (Улыбнитесь друг другу,
- Как много муки у нас будет. Сейчас я опять взмахну волшебной палочкой и превращу вас в детей. Влево – вправо повернись, в моих деток превратитесь!
Батоны и булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому давайте подумаем, как мы все должны относиться к нему?
Что значить беречь хлеб?
Куда деть хлебные крошки?
Почему нельзя покупать в магазине много хлебобулочных изделий?
Что делать с чёрствым хлебом?
Хлеб не лёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
Воспитатель: Дети, я желаю, чтобы вы всегда по – доброму относились к хлебу, берегли его, ведь хлеб у нас «золотой», много рук трудились над ним. Хочу угостить вас хлебобулочным изделием, а каким, догадайтесь сами.
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
Доставала из печки ни пирог, ни калачи.
Как поставила на стол, он от бабушки ушёл,
Кто же бегает без ног? Это круглый (Колобок)
(Дети моют руки и пьют чай с булочками – колобками)