Надежда Королева
Конспект ООД «Откуда хлеб пришёл» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время и прошлые века, сравнить труд разных эпох. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал к ООД: зерна пшеницы, мука,
Репродукции картин: «На пашне» М. К. Клодта, «На пвшне»Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич
«Сеятель» Г. Г. Мясоедова «Рожь» И. И. Шишкин, «Жатва» Г. Г. Мясоедова, «Жатва» Маковский-Александр-Владимирович.
Фильм, пособие для детей 5-6 лет (стр47)
Предварительная работа.
Публикация «Конспект ООД „Откуда хлеб пришёл“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Показ презентации- «Как выращивают хлеб»
Просмотр передач: По секрету всему свету «Как выращивают пшеницу», «Как хлеб выпекают»; уроки биологии «О дрожжах»; «Сокровище блокады»
Чтение: рассказов и сказок : «Легкий Хлеб» К. Паустовский «Теплый хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Луговка»
стихов : А. Сидоров «Бородинский хлеб», «Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?», Нина Детская «Почему в хлебе дырки?»
Просмотр мультфильмов: «История про девочку,которая наступила на хлеб» «Легкий Хлеб», «Теплый хлеб», «Солнечный каравай»
Разучивание физкультминутки «Замесим тесто»; загадок - индивидуально (6человек)
Подвижные игры: «Пахарь», «Сеятель» «Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»
Игра-релаксация “Зернышки”
Дидактические игры: «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному.
«Назови ласково».(речь)
«Раз, два, три - сказка выходи»
Умение назвать сказки и произведения, в которых герои стряпают, пекут, а может и сами сделаны из теста.
Игра «Золушка»(мелкая моторика)
Посчитать зерна, выложить буквы и цифры,
«Четвертый лишний»
«Из чего сварили кашу?»
Назвать злак, из которого сварили кашу.
Ход ООД:
Приезжает на тракторе Любознайка. Здравствуйте ребята! Я так рад вас встретить. Всю зиму я не вылезал на поверхность земли. Пришла весна. Услышал я пение птиц, сижу, слушаю и вдруг как загрохочет, затарахтит. Испугался я не на шутку, а папа мне и говорит, да ты сынок не бойся, это трактора в поле начали работать, люди хлеб сеять будут. Хотел он мне, что то сказать, да в шуме таком не стал рассказывать, отправил к вам. Дал вот этот фильм и сказал, это фильм не простой, а волшебный с его помощью вы сможете отправиться в путешествие с маленьким зернышком, которое превратится в румяный, душистый, мягкий хлеб. И дал вот эти шарики.
Показ и рассматривание зерен, используя обследовательские действия:
Это Любознайка совсем не шарики, а зерна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим.
-Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь? – твердое, гладкое
Какой они формы, овальная, посерединке бороздка, как две дольки.
Величины - маленькое,
и цвета?
Воспитатель:
В каждом зернышке живет росток, а чтобы он проснулся зерно нужно посадить в землю.
Крот: Чего - то я не пойму как это маленькое твердое зернышко превращается, в большой и мягкий и пышный хлеб.
Воспитатель: а ты отправляйся с ребятами путешествовать с зернышком и все узнаешь.
Фильм 1 половина - пауза.
Вот и прошли мы половину пути с нашим зернышком и я предлагаю вам немного отдохнуть и вспомнить наше путешествие, тот путь который мы проделали.
Зерно без земли сможет расти?
А в твердой земле?
Значит, первое с чего начинается наш путь это подготовка земли?
Как человек готовит землю?
п. и. «Пахарь» (Вспахать и проборонить поле).
Мы с вами показали, как готовили землю на Руси наши предки, а как это делается в наше время?
При помощи трактора и специальных прицепов люди пашут поле и сеют зерна в землю. Как называют людей, которые управляют трактором?
Вот мы землю вспахали, проборонили, какая стала земля? (мягкая, рыхлая, вспаханная).
Проводится словесная игра «Назови ласково» (назвать слова в уменьшительно-ласкательной форме)
- Ребята, а как назвать зерно ласково?
(семя - семячко, колос-колосок, булка-булочка… поле -полюшко, солнце -солнышко, дождь- дождик, хлеб- хлебушек)
Давайте и мы с вами засеем поле.
П. и «Сеятель»
Игра-релаксация “Зернышки”
( Цель: обучение выразительным движениям, снижение психоэмоционального напряжения, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.
Звучит музыка природы.)
Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю (дети садятся на ковре, ложатся свернувшись в клубочек).
Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко,
прошёл дождь (звук дождя) Зёрнышко потихоньку стало набухать.
Набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и потянулся к солнышку (дети встают). Качается на ветру, тянется.
Прошло время – росток окреп и появился колосок, зернышки зрели, а колосок гнулся к земле.
Как вы думаете, чтобы выросли колосья полные пшеницы, что для этого нужно? Опора на схему.
колосьям необходимы земля, дождь, много солнца, воздух в земле, минеральные вещества и труда человека.
Д. и. на преобразование слов. «Скажи какой?» Колосок из зёрнышка ржи какой? (Ржаной.) Из зёрнышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Из овса какой? (Овсяный.)
Многие художники, в своих произведениях изображали красоту русского поля. Любование картинами.
Вот, посмотрите на репродукции картин,
«На пашне» М. К. Клодта,
«На пашне»Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич
«Сеятель» Г. Г. Мясоедова
«Рожь» И. И. Шишкин,
«Жатва» Г. Г. Мясоедова, «Жатва» Маковский-Александр-Владимирович
Позже мы отправимся в увлекательный мир картин, познакомимся с художниками, которые их рисовали. Сейчас же мы с вами этими репродукциями картин просто полюбуемся, Смотрите художники как будто бы переносят нас в мир того далекого времени.
Полюбовались,Отдохнули? Продолжаем наше путешествие.
Вос-ль: Что то мне подсказывает, что Данилка знает замечательную загадку
Парикмахер необычный, Даня
Гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс
Копны золотых волос. ( Ответ: комбайн)
Предлагаю вернуться на наше поле на комбайне.
П/и «комбайн»
Фильм.
Ну что же, вот и закончилось наше путешествие, а чтоб Любознайка не забыл, что за чем делают, да как хлеборобы работали раньше и как сейчас, мы ему оставим подсказку.
Работа с пособием.
Катя знает замечательную загадку, попробуем отгадать?
Вот на мельнице пшеница Катя
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
А сейчас я предлагаю поиграть в шуточную игру «Замесим тесто».
Физкультминутка «Замесим тесто»
(Повторяется 2 раза).
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки /хлопки ладонями/
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно /имитируют помешивание по кругу/
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол /присели/
Тесто убежало
Начинай сначала. /лёгкий бег на месте/
Ух, устали сядем на лужок, отдохнем чуток. А пока мы отдыхаем, вспомним пословицы и поговорки о хлебе о труде, и даже загадаем загадки.
хлеб – всему голова.
Без хлеба – нет обеда.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.).
терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит человека, а лень - портит
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Бьют меня палками, Соня
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб.)
Он бывает с рисом, с мясом, Алиса
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо. (Пирог)
Маленькое, сдобное Илья
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке Артур
Свесив ножки?
(Лапша)
«Цена хлеба»
- Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека.
Мне больно, когда я случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен, бесстыжий
Эй, ты, попирающий корку нагою
Ты топчешь достоинство наше людское
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
Когда мы уважаем хлеб, мы уважаем родную землю, труд людей, которые помогли зернышку пройти нелёгкий путь от Матушки земли до нашего стола.
И подводя итог нашему путешествию предлагаю поиграть в
Игру «Откуда хлеб пришел?»
Поиск соответствующего понятия
Где хлеб купили? —. (В магазине.)
А в магазин от куда он попал? —. (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? —. (Пекут хлеб.)
Из чего? —. (Из муки.)
Из чего мука? —. (Из зерна.)
Откуда зерно? —. (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? —. (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? —. (Хлеборобы.)