Екатерина Васильева
Занятие «Откуда хлеб пришёл?»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА : «Откуда хлеб пришёл»
1. Сформировать представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании,
о труде хлебороба, мельника, пекаря.
Ввести в активный словарь:
существительные: хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука,
пекарь, тесто, булка, сдоба;
прилагательные: золотой, тяжёлый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный;
Публикация «Занятие „Откуда хлеб пришёл?“» размещена в разделах
глаголы: растить, ухаживать, убирать, молоть, месить, печь.
2. Припоминание пословиц и поговорок о хлебе.
Будет хлеб – будет и песня.
Хлеб – всему голова.
Хлебушек ржаной – отец наш родной.
Много снегу – много хлеба.
Хлеб – наше богатство.
3. Загадки:
Отгадать легко и быстро: Весной в землю бросается,
Мягкий, пышный и душистый, Летом на свежем воздухе разгуляется,
Он и чёрный, он и белый, Осенью в печи закаляется,
А бывает подгорелый. (Хлеб) Люди запахом его привлекаются.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном. (Колос)
4. Упражнение в образовании родственных слов к слову «хлеб».
Назови хлеб ласково – Хлебушек.
Назовите крошки хлеба – Хлебные крошки.
Вкусный и полезный квас из хлеба – Хлебный квас.
Посуда для хлеба – Хлебница.
Человек, который выращивает хлеб – Хлебороб.
Человек, который печёт хлеб – Хлебопёк.
Прибор для резания хлеба – Хлеборезка.
Завод, где выпекают хлеб – Хлебозавод.
5. Закончи предложение (упражнение в падежном и предложном согласовании).
Мама купила пшеничный… хлеб.
Я знаю пословицу о … хлебе.
Дети едят суп с…
Ваня пошёл в магазин за…
Я не люблю есть суп без хлеба…
У меня дома нет…
6. Словообразование относительных прилагательных.
Как называется поле, на котором выращивают рожь – ржаное поле.
Поле, на котором выращивают пшеницу – пшеничное поле.
Колосок пшеницы – пшеничный колосок.
Колосок ржи – ржаной колосок.
Мука из пшеницы – пшеничная мука.
Мука из ржи – ржаная мука.
Хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб.
Тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто.
Тесто из ржаной муки – ржаное тесто.
7. «Скажи иначе» - упражнение в подборе синонимов.
Хлеб по запаху – пахучий, душистый, ароматный;
на вкус – аппетитный, вкусный, лакомый, сладкий;
на ощупь – свежий, мягкий, пышный;
хлебопёк – пекарь, булочник, кондитер, стряпуха;
выпекать хлеб – печь, готовить, стряпать.
8. «Откуда хлеб пришёл» - взрослый задаёт вопрос, а ребё нок отвечает:
Откуда хлеб пришёл? – из магазина.
А в магазин как попал? – из пекарни.
Что делают в пекарни? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто её посеял? – колхозники.
9. «Назови профессии людей, работающих на земле» - закрепление навыков словообразования
сельскохозяйственных профессий.
Работает на тракторе – тракторист.
Пашет землю – пахарь.
Работает на комбайне – комбайнёр.
Выращивает хлеб – хлебороб.
10. Учим стихи:
«Хлеб ржаной, батоны, булки «Каравай»
Не добудешь на прогулке. Вот лежит каравай у меня на столе.
Люди хлеб в полях лелеют, Чёрный хлеб на столе. Нет вкусней на земле!
Сил для хлеба не жалеют». Будет плакать мой хлеб, каравай мой румяный,
Если я разленюсь, если лодырем стану.
Но ведь я не лентяй, я в работе проворный,
Улыбнись, каравай, улыбнись хлеб мой чёрный.
11. Упражнение в словообразовании отглагольных существительных.
Убирают (урожай) – уборка (урожая)
Пашут землю – вспашка, пахота
Сеют – сев
Выпекают (хлеб) – выпечка (хлеба)
12. Пальчиковая гимнастика «Пекарь».
Пекарь, пекарь испеки нам колобки (сжимание и разжимание пальцев)
Да сушки Ванюшке, (загибание пальцев, начиная с большого)
Да баранки Танюшке,
Да бублики Гришке,