Галина Кулаева
Занятие «Весна» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Весна, весна на улице…» (старшая группа)
Цель: Сформировать знания детей о весенних изменениях в природе.
Задачи:
-обобщить знания детей об изменениях в природе в весенний период;
-закрепить знания о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни, среде обитания;
-развивать и активизировать речь, память, слуховое внимание, мышление, общую и мелкую моторику;
-воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к природе родного края.
Публикация «Занятие „Весна“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая, пернатые.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулке, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов о природе, загадывание загадок, подвижные игры, разучивание песни дидактические игры "Когда это бывает?", "Четвёртый лишний", "Скажи одним словом", "Закончи предложение" и другие.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Культурные практики: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная.
Методы и приё мы: игровой, беседа, вопросы, художественное слово, рассматривание, прослушивание, объяснение, указания, поощрение.
Материал и оборудование: картинки с изображением перелётных птиц, запись голоса птиц, мяч, коллаж природы на ватмане, ножницы, клей, салфетки, кисточки, клеёнки, воздушный шарик – солнышко, посылка, письмо, картинки-символы, обозначающие признаки весны.
Ход занятия.
1. Вводная часть (организационный момент).
«Доброе утро!»
Дети друг за другом входят в помещение.
В. - Ребята! Обратите внимание, к нам на занятие пришли гости.
Давайте вместе поприветствуем их!
В. - Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
-«Здравствуйте!»- скажем, солнышку, птицам,
-«Здравствуйте!»- милым улыбчивым лицам
И каждый становится добрый, доверчивый
Пусть доброе «здравствуйте» слышно утром и вечером
Мальчики — «Здравствуйте!» - девочки!
Девочки—«Здравствуйте!»-«Здравствуйте!» - мальчики!
Мальчики —«Здравствуйте!»
Все вместе—«Здравствуйте!» взрослые! Здравствуйте!»
Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: Ребята, мы поздоровались друг с другом, поздоровались с гостями, а теперь поздоровайтесь каждый со своими верными помощниками!
Дети: - Доброе утро глазки, вы проснулись?
(дети прикасаются по очереди к частям тела)
Доброе утро ушки, вы проснулись?
Доброе утро ручки, вы проснулись?
Доброе утро ножки, вы проснулись?
Воспитатель: - Доброе утро детки, вы проснулись?
Дети: Да!
Воспитатель: тогда начинаем занятие.
Звучит красивая, радостная мелодия.
Воспитатель: Что случилось, что происходит? (Вносит воздушный шарик - солнышко с прикрепленной посылкой. В посылке письмо)
- Ребята это красавица Весна прислала нам сообщение и посылку (читает сообщение).
«Дорогие ребята, я посылаю к вам в гости своего друга и помощника, ласковое весеннее Солнышко с подарками. А подарки мои получат самые старательные и активные из вас, удачи вам на занятии!».
Воспитатель поясняет детям, что за активное участие в ходе занятия они будут получать весенние знаки.
Проводится дидактическое упражнение «Весенние месяцы» с целью уточнения знаний детей о названиях и порядке прихода каждого весеннего месяца.
Вопросы:
Какие весенние месяцы вы знаете?
Какой из весенних месяцев приходит раньше всех?
Какой весенний месяц приходит за мартом?
Какой весенний месяц приходит к нам самый последний?
Какой весенний месяц бывает перед маем?
Вы, наверное, слышали, как люди говорят «ранняя весна», «поздняя весна»? Как вы думаете какой месяц можно назвать «ранней весной» и почему? (поздней весной и почему) Примерные ответы детей: март приходит раньше всех, поэтому ранняя весна, май приходит позже всех месяцев, поэтому это поздняя весна.
Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно сказали, а теперь все вместе: Март, апрель, май - ты их, друг, не забывай! (дети повторяют вместе с воспитателем два раза).
А теперь послушайте стихотворение о весне :
Воспитатель читает отрывок стихотворения:
Как это приятно -
Проснуться и встать.
И синее небо
В окно увидать.
И снова узнать,
Что повсюду - весна,
Что утро и солнце,
Прекраснее сна! (И. Мазнин)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой чудесный весенний день сегодня. Солнышко заглядывает к нам в окошко, улыбается нам, давайте мы тоже улыбнёмся солнышку и друг другу.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, вы рады весне?
- Как мы можем определить, что наступила весна?
- Правильно, по приметам.
- Весна прислала нам очень сложное задание. Для его выполнения мы с вами должны вспомнить какие приметы весеннего времени года вы знаете? ( ответы детей: тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее)
Проводится дидактическая игра "Приметы весны" (с мячом).
Воспитатель: - Сейчас мы будем передавать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке, по дороге в детский сад.
- Солнце светит ярко и пригревает.
- Ночи стали короче, а дни длиннее.
- На солнце снег тает и превращается в воду.
- Появляются проталины.
- Бегут весёлые ручейки.
- Появляются первые весенние цветы - подснежники.
- С юга возвращаются перелётные птицы.
- Набухают почки на деревьях и кустарнике.
- Просыпаются насекомые.
- Тёплый ветер дует с юга.
Воспитатель: -Молодцы, ребята, весна у нас уже в селе наступила. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.)
Воспитатель предлагает детям рассказать стихи о весне.
1. К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны. (И. Токмакова)
2. Наконец пришла весна.
Ель, берёза и сосна,
Сбросив белые пижамы,
Пробудились ото сна. (И. Шандра)
3 По весне бухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клёна -
Сколько носиков зелённых (Т. Дмитриев)
4. Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна. (Е. Карганова)
5. Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют. (Г. Ладонщиков)
6. Чудо-чудо-чудеса -
У лесной проталинки
Раскрываются глаза
У цветочков маленьких.
Есть у них и имя нежное -
Называются - "Подснежники".(В. Алфёров)
7. Листики проснулись
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже – весна (В. Данько)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, а сейчас поиграем.
Речедвигательная игра "На лужайке поутру"
На лужайке поутру (дети встают в круг, берутся за руки)
Мы затеяли игру.
Я - подснежник, ты - вьюнок,
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре, (делают 4 шага назад)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки. (бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим, (раздвигают круг)
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять - (смыкают круг)
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи, - (тянутся на носочках, руки вверх)
Мы – резвы и горячи. (прыгают на носочках)
Воспитатель : - Ребята, весна - полна чудес, она пробуждает природу ото сна, все вокруг зеленеет. Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.
-Скажите, дети, а какие птицы первыми прилетают с юга?
- Правильно, грачи.
Воспитатель: - Какие ёще птицы прилетают в марте?
Воспитатель: - Правильно, скворцы, жаворонки, чижи и зяблики.
Дети: - Затем прилетают журавли, трясогузки, дрозды, ласточки, стрижи, соловьи.
Воспитатель: - Ребята, а когда к нам возвращаются утки и гуси?
Воспитатель: - Правильно, как только сходит лёд на реках и озёрах прилетают утки, гуси.
Воспитатель: - Как мы называем этих птиц?
Воспитатель: - Правильно, водоплавающие.
Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.
- Посмотрите, как много перелётных птиц вернулось в наш край. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные. Давайте сравним. (дети рассказывают о птицах)
Воспитатель: - Правильно, они большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.
Воспитатель: - Что общего у всех птиц?
Воспитатель: - Правильно, у всех птиц есть крылья, хвост, туловище, голова, клюв, лапы, перья.
Воспитатель: -Что происходит нового в жизни птиц весной?
Воспитатель: -Правильно, птицы заняты важным делом : они вьют гнезда.
Воспитатель: -А где строят, вьют гнезда птицы? (на деревьях, на кустах, под деревьями, в камышах на пруду, под крышами домов, в скворечнике и т. д.).
Воспитатель: -Птенцы появляются на свет беспомощными. Как родители заботятся о них? (согревают своим теплом; прячут под крыло, защищая от непогоды; кормят их и т. д.)
-Какую пользу приносят птицы выкармливая своих птенцов?
-Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т. д.)
Воспитатель:- Ребята, сейчас, я предлагаю вам угадать птиц по их голосам.
Дидактическая игра "Угадай птицу по голосу" (прослушивание голосов различных птиц)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас я приготовила для вас новое задание. Каждый из вас возьмёт любую понравившуюся птичку, вырежет её и разместит там, где она строит себе гнездо. но прежде чем приступить к работе проведё м пальчиковую гимнастику: "Птицы"
Тили-тели, тили-тели, (Скрестить большие пальцы,
С юга птицы прилетели. Помахать ладошками)
Прилетал к нам скворушка
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей, (Загибать поочередно пальцы на руках)
Торопились кто быстрей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись прилетели, (Сложить указательный и большой
Песни громкие запели. Палец «открывать - закрывать клюв)
Воспитатель- А сейчас приступаем к работе.
Дети выбирают себе птичку, вырезают её по контуру. Наносят клёй и размещают птичку там, где она строит своё гнездо. Ребёнок может кратко рассказать, почему он именно здесь поселил птичку. По окончанию самостоятельной деятельности, дети исполняют хороводную песню "Веснянка" сл. и муз.
3. Заключительная часть
Обратите внимание на Весеннее солнышко, подумайте и ответьте на вопрос: как вы думаете, ребята, что Солнышко расскажет Весне-красавице о нашем занятии (итог занятия). Дети вспоминают ход занятия, озвучивают запомнившиеся моменты и, ответив, рисуют свой «смайлик» на листе бумаги. (Предварительно воспитатель напоминает детям, что смайлик - это улыбка и пожелание хорошего настроения).
Воспитатель: Ребята, мы шлем Весне хорошее настроение, чтобы она приходила к нам солнечной - а не дождливой, спокойной - а не ветреной, теплой и ласковой - а не холодной и грустной. Дорогое Солнышко! Отнеси, пожалуйста, Весне наше письмо, расскажи, как интересно было у нас на занятии! Дети прощаются с Солнышком.
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Все ребята сегодня получают призы.