Абляметова Эльмира Мусаевна
Конспект занятия в старшей группе «Лесное чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки. Способствовать формированию представления о том, что пень –место обитания разнообразных живых существ9 животных и растений). Развивать речь, активизировать словарь. Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям. Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Лесное чудо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Материал. Ширма с изображением леса. Искусственные растения леса. Пень. Игрушки. : насекомые, звери, лесовик. Экологические знаки «Правила поведения в лесу». Лупа- на каждого ребенка, опрыскиватель с водой.
Ход занятия.
Воспитатель. Представьте, что мы оказались в дремучем лесу, полном сказок и чудес. (Подводит детей к ширме с изображением леса, берет игрушку Лесовика, говорит за него).
Лесовик. Здравствуйте, дети! Вам нравиться гулять по лесу? (Да.) а что вы знаете о его обитателях? Назовите животных наших лесов. Какие лесные растения вы знаете (ответы детей). Да, богат наш лес и красив. (звучит аудиозапись «Шум леса».) слышите? Птицы поют, прославляют лесные красоты.
Воспитатель. Посмотрите, что это? (указывает на знаки «Правила поведения в лесу».) Как вы думаете, что означают эти рисунки?
Дети описывают изображения и объясняют их смысл.
Лесовик. Молодцы! Знаете, как нужно себя вести в лесу. Видите, стрелку, указывающую на тропинку? Интересно, куда она нас приведет?
Дети обходят ширму, подходят к пню.
Воспитатель. Мы вышли в лесную полянку. А это что за чудо лесное? (Указывает на пень.)
Лесовик. Это Пень Корнеевич- самый старый житель моего леса.
Воспитатель. Давайте познакомимся с Пнём Корнеевичем. (подходит к пню и пожимает его корень.) Здравствуйте, Пень Корнеевич! Меня зовут Валентина Григорьевна. (дети поочередно знакомятся с пнём.)
Лесовик. Какие вы вежливые! А что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним знакомились? (КОРНИ).
Воспитатель. какие они, корни? (прямые и изогнутые, толстые и тонкие, ветвистые, запутанные, твёрдые и гибкие, длинные и короткие, гладкие). Какого они цвета? (Тёмно-коричневые, светло-коричневые, бурые, белые). Зачем корни нужны дереву? (Корни удерживают дерево в земле. Через корни дерево получает питательные вещества, воду.) Чем покрыт пень (корой). Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (шероховатая, грубая, твердая, с трещинами.) Понюхайте, чем пахнет? (пень пахнет деревом, лесом и землёй). Лесовик расскажи нам о Пне Корнеевиче!
Лесовик. Многое я знаю обо всех лесных жителях. А с Пнём Корнеевичем мы старые друзья. Его я помню ещё с тех пор, когда был он жёлудем. Появился из жёлудя росток и превратился потом в молодой дубок. Рос он долго и много добрых дел делал. Лесных жителей желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнёздах укачивал. В его дуплах и белка жила, и филин, и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал болеть да сохнуть. Вот и спилили его на дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Лесные обитатели не забыли доброту старого дуба и стали его пень уважительно звать ПЕНЬ Корнеевич! А сколько лет прошло с тех пор, я уже и не помню. Но есть способ узнать, сколько лет было дубу, и определить возраст любого спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Видите, эти кольца? (показывает). Каждое кольцо-прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дубу лет.
Дети вместе с воспитателем считают годичные кольца на спиле пня.
Лесовик. По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко к друг другу, значит, в этот год дереву не хватало влаги и питания.
Посмотрите внимательно и скажите, как расположены годичные кольца на нашем пне.
Три-четыре ребёнка рассматривают годичные кольца в разных местах спила и делают вывод о погодных условиях в тот или иной период роста дерева.
Воспитатель. Чтобы лучше рассмотреть пень, возьмём лупы.
Дети рассматривают пень через лупы.
Воспитатель. Как интересно! Через лупу видно то, что не рассмотришь даже на близком расстоянии. Расскажите, что вы увидели? (ответы детей)
Звучит аудиозапись «Речь Пня Корнеевича».
Пень Корнеевич. Ох, ох, ох! Скучно мне, грустно мне! Был я деревом зелёным, ветвистым, птицы гнездились на моих ветках, белки резвились. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас я стал пнём и стою на поляне один –одинёшенек. А так хотелось бы найти друзей, быть кому-нибудь полезным!
Воспитатель. Интересно, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич?
Лесовик. Мне вспомнилась история осинового пня. Сломалась большая осина, остался на её месте пень. Первыми об этом узнали жуки. Есть, говорят, дом свободный. Никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесины в пенёчке сколько. Стали жуки –древоточцы, жуки-короеды для своих личиной квартиры строить, ходы в пне прогрызать. Живут –жуют, горя не знают.
В течении лета ветер бросал на пень и вокруг него семена разных растений, а тёплые дожди щедро поливали его. Прошло некоторое время, и выросли из семян растения. С одной стороны, вырос на коре лишайник, а с другой стороны появился зелёный мох. Кто под такой в мягкой тёплой крышей жить откажется? Вот и наползла под мох мелочь лесная, жучки-червячки всякие. Так превратился осиновый пень в настоящий дом.
Воспитатель. Теперь понятно, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил. Поможем, ребята, пню обрести друзей? Подойдите поближе к столу. Посмотрите, как много здесь фигурок лесных животных. Как вы думаете, какие из них могут жить в не, под ним и около него?
Дети выбирают фигурки животных, которые, по их мнению, могут жить в условиях данной экосистемы.
Воспитатель предлагает каждому ребё нку превратиться в какого0нибудь обитателя леса: стать бронзовкой, короедом, многоножкой, муравьём, мышкой, лягушкой, кротом и т. д., например, говорит: «Коля, ты хочешь быть жуком –оленем? Как ты думаешь, почему его так назвали?
Воспитатель. Сядем во круг пня. Перед тем как заселить в пень нового обитателя, спросим: «Кто –кто в пенёчке –теремочке живёт?»
Послушайте, как я жука –короеда буду в пень заселять.
Подходит к пню и спрашивает: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?» никто не отвечает. «Тогда я буду жить под эти крепким толстым кров, но и пищу-опилки.» теперь ты (обращается к ребёнку, жук-олень, заселяйся в пень.
Таким образом дети поочерёдно заселяют выбранные фигурки животных ы пенёк –теремок.
Лесовик. Посмотрите, чёрная туча приближается к нашей полянке. Сейчас пойдёт дождь. (опрыскивает пень водой.) Каким бывает летний дождь? (Тёплым, сильным, тихим, моросящим, проливным). Намочил дождь всё вокруг. Теперь вырастут на пне и вокруг него растения. Подойдите к столу, выберите и назовите растения, которые могут расти на пне и около него. (дети выполняют задание).
Воспитатель. А роза (кактус, редис) может расти в лесу на пне? (нет). Почему? (ответы детей) Подойдем к Пню Корнеевичу и посадим растения на пень и вокруг него. (дети выполняют задание).
Лесовик. Посмотрите. Как повеселел наш Пень Корнеевич. Был он один-одинёшенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и различные животные.
Воспитатель. Лесовик и Пень Корнеевич пришли к нам из музея природы, в экспозиции которого много интересных экспонатов. Хотите их увидеть? (да.) расскажите, что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии, а Лесовик подарит вам пригласительные билеты для посещения музея.
Дети рассказывают о том, что им запомнилось, и получают пригласительные билеты.