Другова Татьяна Александровна
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Путешествие в царство Снежной Королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Изучение свойства снега и льда.
Задачи:
Образовательная:
Расширить знания детей о свойствах снега и льда экспериментальным способом (лед – холодный, твердый; снег – холодный, рыхлый, мягкий, липкий).
Учить сравнивать по определённым признакам, делать выводы.
Расширить и активизировать словарный запас детей (холодный, бесцветный, твердый, липкий, мягкий, рыхлый).
Закрепить навыки счета от 1 до 13, формировать представление о геометрических фигурах и группировка их по признаку – цвет, форма и величина.
Развивающая:
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования „Путешествие в царство Снежной Королевы“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Развивать интерес к экспериментированию, умение сравнивать; помочь осознать причинно – следственные связи: снег и лед тают в тепле и превращаются в воду.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к близким людям, дружбу между ними и товарищескую взаимопомощь.
Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира, способность работать в коллективе.
Предварительная работа: Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева».
Оборудование: Тазики со снегом и льдом, проектор, ноутбук, презентация «Путешествие в царство Снежной Королевы», 3 обруча, большой макет зеркала, аудиозапись с завыванием вьюги, канат, письмо.
Раздаточный материал: Геометрические фигуры: зеленые маленькие и большие 11 треугольников, синие маленькие и большие 12 кружочков и желтые маленькие и большие 13 квадратов; тарелочки со снегом и со льдом на каждого ребенка, салфетки; конверты с осколками зеркала, перстень, медали на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель. Ребята, сегодня я вам хочу рассказать одну историю. В одной волшебной стране жил-был тролль, злой-презлой. Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось, а люди казались уродливыми. Ученики тролля повсюду бегали с этим зеркалом. И в один прекрасный день, когда они хотели добраться до неба, зеркало вырвалось у них из рук, упало на землю и разбилось на осколки. И когда осколок попадал в сердце, то оно превращалось в кусок льда.
Ребята, слышите? Что это? (ответы детей) .(слайд№2)
Смотрите, вьюга принесла нам письмо (слайд№3). Сейчас мы его прочтем.
Это письмо от Герды: «Мой братец Кай среди снегов, средь холодных белых льдов, в царстве вьюги и пурги. Сердце Кая Снежная Королева превратила в лед. Чтоб его расколдовать нужно зеркало собрать, но мне одной не справиться».
Ребята, а кто такая Снежная Королева? Какая она? (ответы детей).
Ребята, поможем Герде? Но, чтобы помочь Герде, нам нужно попасть в сказку. Ребята, а как можно попасть в сказку? (ответы детей). Верно. А ещё можно попасть в сказку, с помощью волшебного перстня. Вы готовы к путешествию? (Да). Тогда нам необходимо надеть на правый мизинец волшебный перстень, повернуть его три раза, закрыть глаза и произнести слова «Хочу оказаться в сказке».
Дети надевают перстень, поворачивают его три раза, закрывают глаза и произносят слова.
Воспитатель:
Вот мы и оказались в сказке. (слайд№4)
Можем отправляться в путь.
Воспитатель: Посмотрите, где мы с вами оказались? (ответы детей). (слайд№5). Он не простой, а волшебный. А кто живёт в этом саду? (ответы детей).
Здесь всегда лето и поэтому волшебница совершенно ничего не знает о зиме. Давайте расскажем ей про снег.
Первое задание.
Словесная игра: «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег)
С неба всё скользят пушинки – серебристые… (снежинки).
На поселки, на лужок тихо падает … (снежок).
Вот веселье для ребят, все сильнее… (снегопад).
Словно в белый пуховик, нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка - это девочка… (снегурка).
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег).
Какие слова-отгадки вы назвали? Какое слово входит во все отгадки? Слово снег – мама, а остальные слова родственники.
За отличный рассказ про снег, волшебница цветочного сада отдает нам первый осколок зеркала.
Наш путь лежит через тёмный, дремучий лес (слайд№6). Ребята, смотрите, впереди овраг! Как же нам перейти через него? (Ответы детей). (Упражнение на равновесие – ходьба по канату).
Воспитатель: А, сейчас, мы с вами немножко отдохнём и поиграем в игру «Зима: хорошо-плохо».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (дворец) (слайд№7). А кто живёт во дворце? (ответы детей).
Воспитатель: Во дворце живет Ученый Ворон, который любит собирать разноцветные стеклышки. У ворона случилась беда. Когда подул ветер, стеклышки все перемешались. Ворон просит вас помочь ему собрать их по цвету и по форме.
Второе задание. Нужно в синий обруч собрать все синие круглые стеклышки, в желтый – все желтые квадратные, а в зеленый – все зеленые треугольные (работа группой). Сколько круглых стеклышек собрали? Треугольных стеклышек столько же, сколько круглых? Что можно сказать о квадратных стеклышках?
Молодцы! Справились с заданием.
За помощь Ворон отдает нам второй осколок зеркала.
Вы готовы дальше идти? Тогда в путь!
Ребята, посмотрите? Кто это? (слайд№8). (ответы детей).
А какая она? Чем она занимается? (ответы детей). Ребята, она даже не знает, что такое снег и лёд.
У разбойницы есть мастерская, вот туда мы и отправимся, и расскажем ей о снеге и льде.
Третье задание.
Отгадайте загадку: Лежало одеяло,
Мягкое, белое.
Солнце напекло –
Одеяло утекло. (Снег)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед)
На столе у вас снег и лед. Для того, чтоб отправиться в царство Снежной Королевы, туда где царит пурга, метель и мороз, нам надо знать свойства снега и льда.
Опыт 1.
Какого цвета снег? (белый).
Что можно сказать о цвете льда? (Бесцветный)
Вывод: Снег – белый, а лед – бесцветный.
Опыт 2.
Возьмите кусочек льда в одну руку, а снег – во вторую. Подержите немного. Что вы чувствуете? Замёрзла ли ладошка? Какой лёд и снег? Откуда появилась вода?
Вывод: лёд холодный, тает на тёплой ладошке. Снег – холодный, от тепла тает.
Опыт 3.
Ребята, сожмите лёд в ладошках. Изменил ли он свою форму? Почему? Можно ли смять кусочки льда?
Что случится со снегом, если его сжать? Что можно сделать со снегом? (Лепить). Значит, снег какой? (Рыхлый, мягкий).
Вывод: лёд твёрдый.
Снег рыхлый, мягкий, липкий.
Воспитатель: Разбойница благодарит за интересный рассказ и отдаёт нам третий осколок зеркала. Ребята, нам нужно торопиться. Кто нам может помочь быстро добраться до замка? (ответы детей). (слайд№9)
Звучит фрагмент песни «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним».
Воспитатель: Ребята, вы слышите, как завывает вьюга.
Звучит фонограмма с записью вьюги.
Снежная Королева сердиться, северный олень устал, выбился из сил. Нам придется идти самим до замка Снежной Королевы. Стало холодно. Чтобы дойти и не замёрзнуть, нам нужно согреться.
Физминутка.
Ух, мороз! (Дети хлопают себя по плечам, пытаются согреться).
Щиплет уши (Массаж ушей).
Щиплет нос. (Массаж крыльев носа – снизу вверх).
Лезет в валенки мороз. (Массаж ног).
Не вода уже (ладони, а лед (кулаки).
Даже птице не летится. (Дети машут руками, как крыльями).
На морозе стынет птица. (Основная стойка).
Ну, вот мы и согрелись и нам надо продолжить путь.
Ребята, а вот и замок Снежной Королевы (слайд№10). Его охраняет снежное войско. Чтобы пройти в замок нам нужно выполнить задание: собрать узор снежинки.
Четвёртое задание. «Составь снежинку».
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. За ваше старание снежное войско отдаёт нам четвёртый осколок зеркала. Но, чтобы Снежная Королева отпустила Кая, вам надо из осколков, которые мы получили в пути, собрать зеркало. (дети собирают зеркало).
Воспитатель: Посмотрите, зеркало целое. Вы помогли Герде вернуть Кая. Смотрите, они снова вместе. (слайд№11). Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться, что нам нужно сделать? (ответы детей). Вот мы и в саду.
Вы, ребята, молодцы! Вместе вы победили Снежную Королеву. Как вы думаете, что вам помогло в пути? (дружба).
Ребята, вам понравилось путешествие? Трудно было? Что вы узнали о свойствах снега и льда?
Герда благодарит вас за помощь и дарит вам золотые медали за смелость.