Светлана Ерестова
Занятие в средней группе по развитию речи «Кто и как готовится к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи “ Кто, как готовится к зиме”
Цель: расширять и углублять представления детей об образе жизни диких животных.
Задачи:
1 Обучающие: познакомить с дикими животными проживающими в наших
краях; с условиями жизни зверей зимой, способами выживания в холодное
время; дать элементарные представления о том, как дикие животные
готовятся к зиме;
2 Развивающие : развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, описывать животных;
развивать устную речь, внимание, память, любознательность.
Публикация «Занятие в средней группе по развитию речи „Кто и как готовится к зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
3 Воспитывающие: Воспитывать любознательность, любовь к природе.
Оборудование: бельчонок, картинки, изображающие животных и их жилье,мяч.
Ход занятия:
-Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели.
Если небо хмурое, если дождик льется.
Это время года осенью зовется.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (об осени)
- А что происходит осенью? (Ответы детей)
- У осени есть три месяца. Кто их назовет? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Осень бывает разная: ранняя, золотая, поздняя.
- Когда светит солнце, то … (солнечная)
-Если идет дождь…. (дождливая)
- А когда дует ветер….(ветренная)
- А когда холодно… (холодная)
-Да, осень бывает разная: ранняя, золотая, поздняя (когда выпадает снег)
Осенью люди начинаются готовиться к зиме. И животные в лесу тоже готовятся к зиме.
- Ой, ребята, я слышу какое-то шуршанье. А вы слышите?
(Подхожу к коробке и достаю оттуда бельчонка)
-Бельчонок говорит, что лесным зверятам летом на лесной полянке весело жилось. Они жили, не тужили. Играли вместе, все дружили, да про зиму позабыли. Осень поздняя пришла, снежок с собою принесла. Дети, детки, помогите, кто, как зимует подскажите.
- Конечно, бельчонок, мы с ребятами вам поможем.
-Ребята, вспомнить, кто живет в лесу нам помогут загадки.
-Быстрый маленький зверёк. По деревьям скок-поскок. (белка) (картинка белки)
Белка какая? (маленькая, рыжая, ловкая, запасливая, проворная).
Где живет белка? (в дупле)
Делает ли запасы на зиму? (грибы, ягодки, плоды деревьев, орехи, жёлуди)
-Отличительная черта белки – забывчивость. Закапывая на зиму в землю орехи, желуди, шишки, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. А в зимний период пользуется сбережениями мышей и бурундуков.
Летом белка была рыжая, а сейчас какая? (серая, более теплая).
Назовите беличью семью? (папа белка, мама бельчиха, дети бельчата)
-Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса!
А зовут её? (лиса) (достать картину лисы)
-Опишите лису (рыжая, хитрая, ловкая)
-Как готовится лиса к зиме? (окраску не меняет, только с наступлением холодов шубка становиться тёплой и пышной).
-На лапках у лисы вырастает густая шерсть, кажется, что лиса валенки надела.
- Чем питается лиса? (мышами, зайчатами, курочками, ловит уток в водоёмах).
-Назовите лисью семью? (лисица, лис, лисята).
-Где живет лисья семья? (в норе)
Показываю картинку.
Ребята, бельчонок говорит, что они со своими друзьями любили делать зарядку и он хочет вам ее показать.
«Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч, переступать с ноги на ногу)
То одну, то обе вместе, (раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
-Молодцы!
-слушаем следующую загадку.
- В клубок свернется, а взять не дается. (еж)
-Какой еж? (маленький, колючий)
-Чем еж питается? (Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.)
- Чем занимается еж зимой? (спит)
- Где? (в норке)
-Возле старого пня ежик устраивает себе норку и устилает её сухими опавшими листьями. Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберется в свой теплый уютный домик и крепко проспит до весны. Накроет пушистый снег ежиную норку, никто под снегом не найдет и сон не потревожит. У ежихи тоже зимой, как и у медведицы, рождаются ежата.
-Назовите ежиную семью. (папа еж, мама ежиха, детеныши ежата)
-Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый … (Волк).
- Опишите волка.
- Как называется дом волка? (логово)
- Логово волка находится недалеко от воды, потому что волки очень много едят мяса и много пьют воды.
- А чем питаются волки? (кабаны, лошади, лоси, олени, коровы, а также зайцы, ондатры, бобры, сурки, мыши.)
Хвост играет большую роль в жизни волка. Служит ему одеялом - волк зимой выкапывает ямку в снегу, сворачивается калачиком, а хвостом прикрывает нос, чтобы не замерз. Так же служит рулем - помогает быстрее свернуть в сторону. Хвост нужен волку и для того, чтобы выражать свои чувства. Если хвост задран - это означает, что волк вполне уверен в себе. У дружелюбно настроенного волка хвост опущен, но самый кончик его смотрит вверх. Волк с поджатым хвостом либо чего-то боится, либо так сообщает о своей симпатии. Танцуя и виляя хвостом, волк приглашает сородичей поиграть.
- Назовите волчью семью (папа волк, мама волчица, детеныши волчата)
-Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (медведь)
-Медведь, какой? (большой, косолапый, бурый, неуклюжий)
-Чем питается? (медведь ест ягоды, насекомых, корни, мёд, рыб).
-Чем медведь занимается зимой (спит)
-Зимой у медведицы рождаются медвежата. Медвежата рождаются совсем маленькими. Мама медведица кормит их молоком.
-Семья медведя это. (медведь, медведица и медвежата).
-Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц) (Картинка зайца)
- Опишите зайца.
-Летом заяц –какой (серый)
А зимой (белый).
Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.
- А где живет заяц? Чем питается?
-Назовите всю заячью семью (заяц, зайчиха, зайчата)
- Ребята скажите, а как одним словом назвать животных, которые живут в лесу? (дикие)
Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи от него не ждут.
А живут они в лесах.
Строят себе жилище, добывают сами пищу.
- Бельчонок говорит, что детеныши лесные очень любят поиграть.
- А вы, ребята, любите поиграть?
Дидактическая игра “Скажи наоборот”
Кому бросаю мяч, тот и отвечает
-Заяц летом серый, а зимой. белый
-Еж маленький, а медведь… большой
- У зайца хвост короткий, а уши ….длинные
- У лисы шерстка мягкая, а у волка …жесткая
- У белки хвост длинный, а у зайца …. короткий
-У зайца лапы длинные, а у ежа ….короткие
- Волк храбрый, а заяц ….трусливый
- У медведя хвост короткий, а у лисы ….длинный
- Ну что, бельчонок, понравилась тебе игра?
-Очень. Но мне домой пора, а то моя мама бельчиха будет беспокоится.
До свидания, ребята.
-Нам тоже пора заканчивать наше занятие.
-Давайте вспомним, про каких животных мы с вами говорили? Каким одним словом их можно назвать?
-Молодцы!