Людмила Кремзаль
Конспект экскурсии в подготовительной группе «Как природа к зиме готовится»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование самостоятельности детей в оценке наблюдаемых явлений.
Задачи:
- учить видеть, как природа готовится к зиме;
- наблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений;
- учить различать деревья по силуэтам;
- дать понять, в чем заключается правильное отношение к природе.
Материалы и оборудование: наряд дедушки Ау, набор палочек и веточек деревьев по количеству детей, трава, кустарники и деревья, имеющиеся в лесу.
Место проведения: лесная опушка.
Методы образования: рассказ, беседа, дискуссия, наблюдение, исследование.
Публикация «Конспект экскурсии в подготовительной группе „Как природа к зиме готовится“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Интеграция направлений развития детей: социально-коммуникативное, познавательно-исследовательское, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Методическое обеспечение:
Иванова А. И. Мир природы : Четыре времени года. – М. : ТЦ Сфера, 2018.
Ход экскурсии
Блок 1
Задача: выявить роль человека в природе.
(Дети вместе с воспитателем входят в лес. Им навстречу по дорожке идёт Дядюшка Ау.)
Дядюшка Ау. Здравствуйте!
Дети. Здравствуй, Дяюшка Ау!
Дядюшка Ау. Это кто в гости ко мне пожаловал? Давненько мы с вами не виделись, с самого лета, с тех пор, как я в гости к вам приходил.
Воспитатель. Здравствуй, Дядюшка Ау! Вот и мы с детками решили тебя навестить!
Дядюшка Ау. А ваши дети умеют правильно вести себя в природе?
Воспитатель. Конечно умеют!
Дядюшка Ау. Я должен это проверить! Всякие люди здесь бывают, но не всех стоит пускать. (Обращается к детям.) Посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал здесь человек?
(Дети осматривают окрестности и отмечают поломанные ветки, брошенный мусор, потоптанную траву и т. п. Взрослые внимательно выслушивают детей, поощряя их взглядами.)
Дядюшка Ау. Разве человек делает только плохое? Посмотрите ещё раз вокруг. Что хорошего здесь сделал человек?
( Дети осматриваются вокруг и отмечают положительные деяния человека: высаженные деревья и кустарники, проложенные дорожки и т. п.).
Дядюшка Ау. Каким же я должен считать человека: хорошим или плохим?
(Дети, подумав, приходят к выводу, что люди и их поступки бывают разными: и хорошими и плохими.)
Дядюшка Ау. А вы какие? (Ответы детей.) Вы не будете бегать во время экскурсии, мять траву, ломать ветки деревьев? (Ответы детей.) Я, дети, очень люблю природу и не хочу, чтобы вы или кто-нибудь другой её обидел. Не обидите? (Ответы детей.) Тогда милости прошу в мой дом!
(Дети идут по дорожке вместе с воспитателем и Дядюшкой Ау.)
Блок 2
Задача: подводить к пониманию того, как растения подготовились к зиме.
Воспитатель. Дядюшка Ау, ты говоришь, что любишь природу, бережёшь её, а почему у тебя всё умерло? Трава засохла, деревья стоят без листьев? Кругом голо.
Дядюшка Ау. Я не убил, а, напротив, сохранил все растения. Хотите посмотреть, как я это сделал? Пойдёмте за мной. (Обращается к детям.) Давайте вначале посмотрим на траву. Как она выглядит?
Дети. Она засохла.
Дядюшка Ау. А вы посмотрите внимательно на землю.
(Дети рассматривают траву и видят у самой поверхности почвы пробивающуюся молодую травку. Раскопав почву, видят корневища с почками. На земле и на сухих стеблях много семян. Их не трудно увидеть, несмотря на мелкие размеры и непривычность внешнего вида. Дядюшка Ау старается, чтобы дети увидели, как можно больше видов травянистых растений и нашли у них семена. Много семян лежит и под деревьями.)
Дядюшка Ау. Дети, вы догадались, как я сохраняю растения зимой?
( Ответы детей: зелёные листья всё равно замёрзнут зимой, поэтому Дядюшка Ау правильно сделал, что высушил их. Зато в почве остаются семена, почки, корневища. Они не погибнут, и на следующий год дадут новые растения.)
Воспитатель. Но семена и почки тоже могут замёрзнуть. Как ты их сохранишь?
Дядюшка Ау. Ребята, а вы догадались, как я это сделаю?
Дети. Да! Укроешь снегом!
Воспитатель. Маленькую травку и мелкие семена легко укрыть снегом. А что ты будешь делать с деревьями? Они большие, их под снег не спрячешь.
Дядюшка Ау. Вы догадались, как я сохраню деревья? (Ответы детей.) Но это ещё не всё. Я сохраню молодые листочки. Посмотрите на веточки. (Держит в руке палочку, припасённую заранее, и подводит детей к пороли деревьев.) Чем они отличаются от палочек?
Дети. На палочке нет почек, а на веточке есть.
Дядюшка Ау. Разорвите по одной почке и рассмотрите их.
(Дети выполняют эти действия, рассматривают почки и приходят к выводу, что почки – это туго свёрнутые маленькие листочки. ,
Дядюшка Ау. Чтобы маленькие листочки не замёрзли зимой, я их завернул в одеялко – коричневые чешуйки, а края склеил клеем. Тогда даже сильный зимний ветер чешуйки не развернёт.
Блок 3
Задача: учить различать деревья по силуэтам.
(Воспитатель рассматривает рядом стоящее дерево.)
Воспитатель. А на этом дереве есть почки? (Дети находят почки.) Чем отличаются его почки от тех, которые мы рассматривали? (Ответы детей.) А как называется это дерево?
Дядюшка Ау. Это берёза.
Воспитатель. А как называется это дерево? Чем отличаются его почки? (Ответы детей).
Дядюшка Ау. Ребята, давайте пойдем по этой дорожке; вы будете называть каждое дерево, которое встретится нам на пути. Если вы какого-нибудь названия не знаете, я подскажу.
(Все идут по дорожке, беседуя. При подходе к очередному дереву дети его называют, а Дядюшка Ау помогает справиться с возникающими затруднениями. Породы деревьев могут повторяться.)
Дядюшка Ау. Ребята, видите, оказывается, деревья можно различать, даже когда на них нет листьев. Молодцы, вы быстро этому научились.
Блок 4
Задача: подводить к пониманию отличий хвойных деревьев от лиственных и специфики их приспособления к неблагоприятным условиям зимой.
Воспитатель. Дядюшка Ау, ты говорил, что снял на зиму все листья с деревьев, а что это там зеленеет? (Показывает на сосну). Времени не хватило? Ты ещё снимаешь эти листья? Дядюшка Ау. Ну что же, давайте разберёмся. Ребята, я буду убирать с этого дерева листья? (Ответы детей.) Почему? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей). Правильно, у этого дерева листья превратились в иголки и называются хвоинки. На хвоинках задерживается меньше снега, ветер свободно проникает между иголками и не ломает дерево. А ещё хвоинки покрыты смолистым веществом, оно предохраняет от холода.
Воспитатель. Ребята, а как называется деревья, у которых вместо листьев хвоинки? ( Ответы детей: хвойные деревья.)
Дядюшка Ау. Хвойные деревья никогда не цветут и не дают плодов. У них вместо цветов и плодов образуются шишки. В шишках есть семена. Найдите под сосной на земле раскрывшиеся шишки, оторвите чешуйки и поищите семена. (Дети выполняют задание). Воспитатель. Ребята, а давайте соберём самые красивые опавшие шишки и сделаем из них поделки, когда вернёмся в детский сад.
(Дети собирают шишки в заранее приготовленные пакетики. Затем все направляются к выходу из леса. Дядюшка Ау провожает гостей. По дороге идёт следующий разговор.) Воспитатель. Что-то я птиц не слышу. Ты их тоже куда-то спрятал?
Дядюшка Ау. Ребята, кто знает куда исчезли птицы? (Ответы детей).
Дети. Птицы улетели в тёплые края.
Дядюшка Ау. А все ли птицы улетели в тёплые края? (Ответы детей). Можете ли вы сообразить, почему одни птицы улетели, а другие остались?
Дети. Улетели птицы, которые не найдут себе пищу зимой, потому что все насекомые спрятались. Это насекомоядные птицы.
Дядюшка Ау. Правильно. Но и тем птицам, которые остались зимовать, будет нелегко зимой. Без еды они не только голодают, но и замерзают. Скажите, как мы можем помочь зимующим птицам? (Ответы детей).
Воспитатель. Спасибо тебе, Дядюшка Ау, за твой рассказ, за то что показал нам своё богатое хозяйство.
Дядюшка Ау. Пожалуйста. Я рад, что у природы появились новые друзья. Ваши дети на самом деле умеют себя вести в природе. Буду рад встретить вас снова – и весной, и летом. Приходите в гости.
(Дети благодарят Дядюшку Ау, прощаются с ним. Воспитатель уводит детей в детский сад и по дороге интересуется, понравилась ли им экскурсия, чему они научились, где могут пригодится новые знания).