Оксана Слюсарева
Занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну Исследователей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Закрепить знания о главном богатстве Кузбасса - угле, и людях его добывающих;
• Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, творческую активность умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
• Способствовать развитию умения детей работать в группе, обращать внимание на мнение партнёра, высказывать своё мнение.
Оборудование: Презентация, «волшебная» музыка, кусочки угля, лупы, молоток, бумага, стаканы с водой, палочки.
Ход занятия
Дети собираются в круг возле воспитателя.
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Путешествие в страну Исследователей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Исследователей». Для этого закроем глаза (звучит «волшебная» музыка). Вот мы и в стране «Исследователей», дети открывают глаза.
- Жителей этой страны называют исследователями. И сегодня мы с вами превратимся в исследователей. А кто такие исследователи?
Ответы детей.
-Ребята, а из какой страны мы с вами отправились в путешествие? (России)
- А как называется край, в котором мы живем? (Кузбасс)
- А чем славится, чем богат наш Кузбасс?
Ответы детей. Углем.
И сегодня мы с вами и будем исследовать уголь, получать о нем новые знания, делать открытия.
- Ребята, скажите, а откуда уголь вообще взялся?
Ответы детей.
Рассказ воспитателя об угле (презентация)
Слайд 1. Уголь образовался в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. В таких болотах росли в основном быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев. В дальнейшем образовался пласт угля. В некоторых местах этот процесс повторялся несколько раз. Так и создавались слои угля, разделенные между собой илом и песком, со временем затвердевшими.
Слайд 2. Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых. Всем известно, что дерево хорошо горит. Это объясняет важное свойство угля - горючесть. При горении он дает много тепла.
- Знаете ли вы, почему уголь называют "черным золотом"? Послушайте сказку и поймете.
Слайд 3. "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. Слайд 4. А один бедный мужичок подал царю. простой чёрный уголёк. Слайд 5. Обиделся мужичок, а черный уголек и того пуще. Покатился уголек за порог, и след его простыл. И в тот же миг стало во дворце темным-темно.
– Это почему? – рассердился царь. – Подать сюда самого главного мудреца, пусть объяснит мне, по какому такому случаю в государстве темень кромешная наступила?
– Все потому, – сказал главный придворный мудрец, – что электричество иссякло. –
Почему!
–А потому что топки погасли. Потому что по Вашей премудрой милости уголек в стране пропал.
– Пропал и ладно, пускай свечи зажгут.
Свечи зажгли, посветлело. Да вот беда – холодно во дворце. У придворных зуб на зуб не попадает. Опять зовет царь главного мудреца.
– Это, на каком таком основании мы все тут обчихались, и лично у моего высочества пар изо рта валит?
– Так ведь отопление, ваше высочество, не действует.
– Почему?
– Да потому что в котельных огня нет. Опять потому, что уголек по вашей милости пропал.
– Ладно, – сказал царь. – Дровами натопим. А пока шубы наденем и пойдем наш новый портрет смотреть. Приходят к придворному художнику, а у того на холсте одним карандашом черточки нарисованы и больше ничего.
– Это что за безобразие! – рассердился царь, – почему я у тебя получился такой бледный?
– Так ведь многоцветных красок нет, ваше высочество, их же из черного каменного угля добывают, а уголек по вашей милости, сами знаете.
Тут с криком воевода вбегает: «Беда! Напало на нас войско из соседней сторонки».
– А где мои верные солдаты – бравые ребята?
– Солдатам-ребятам сражаться нечем: нет булатных мечей, нет железных щитов, хоть картошкой кидайся, блинами защищайся.
– Что ж кузнецы-молодцы мечи не сковали? Кузнецы говорят: «Не можем ковать – огонь в кузницах погас, угля нет». И железа нет, как его без каменного угля из руды возьмешь?
И решил царь бежать без оглядки из своего царства-государства, пока цел. Слез с пуховой перины, хвать кафтан, а на нем ни одной пуговицы. И новых не пришьешь – пластмассовые пуговицы тоже из угля делают. Тут царевич взмолился: «Уголек! Родимый, прости. Воротись, не помни зла!» Говорят, простил его уголек – вернулся… и до сих пор служит людям верой и правдой" (по Г. Юрмину).
Слайд 6. Чего только не делают из угля! Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.
Слайд 7. Добыча угля - нелёгкий труд. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землёй, строят шахты и в них добывают уголь. Слайд 8. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах - угольных разрезах.
- Скажите, как называется профессия людей, которые добывают уголь? (Шахтер)
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поближе познакомиться со свойствами угля и приглашаю вас в лабораторию исследователей.
- У каждого из вас лежат на тарелке кусочки угля, давайте рассмотрим его. Дети берут кусочки угля, рассматривают их.
- Какого цвета уголь?
Ответы детей. (Он чёрный, блестящий.)
- Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите? (ответы детей). Он слоистый.
- Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?
Ответы детей. (Пробовали надавить на него или сжать в руке.)
- Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?
Ответы детей. (Каменный уголь твёрдый, но не прочный.)
- Как вы думаете, что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.) Давайте в этом убедимся. Дети проводят углем по листу бумаги.
- Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Уголь утонул. Почему?
Ответы детей. (Он тяжёлый.)
- А как вы считаете, он растворяется в воде или нет? Как это можно проверить? (помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?
Ответы детей. (Не растворяется.)
- Открою вам секрет, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.
- Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?
Дети: Уголь чёрный, блестящий, слоистый, твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает). Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.
- Ребята, вы сегодня хорошо поработали, как настоящие исследователи. Но, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза, звучит «волшебная» музыка. Вот мы и вернулись. Дети открывают глаза.
Итог занятия.
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
- Что больше всего вам понравилось на занятии.