Анжелика Скачкова
НОД «Путешествие в страну Толерантность» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Толерантность»
Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности.
Задачи:
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу;
Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;
Развитие мышления и речи;
Развитие коммуникативных навыков.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много пришло гостей, давайте будем вежливыми и поздороваемся.
Публикация «НОД „Путешествие в страну Толерантность“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Дети и воспитатель по очереди здороваются на языке народности, в костюме которой они зашли.
Приветствия :
Маршалла хуьлда - по-чеченски
Нани торова! — по-ненецки
Иснмесез! — по-татарски
Зечбуресь! — по-удмуртски
шумбраши - мордовский
Здравствуйте – по-русски
Воспитатель: Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас было всегда. Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом.
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вправо, влево повернитесь,
И друг - другу улыбнитесь
Руку к солнцу потянули,
Лучики поймали и к груди прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Дети по очереди поворачиваются и улыбаются друг другу.
Воспитатель: Сегодня нам предстоит интересное путешествие, а какое – вы узнаете чуть позже.
На доске карта России.
Воспитатель: Что вы видите на экране? (На экране мы видим карту России)
Ребята предлагаю поиграть в игру «Я начну, а ты закончи»
Игра проводится с мячом.
1. Наша страна называется…. (Россия)
2. Наша страна очень…. (большая, огромная и т. д.)
3. В ней много …. (рек, озёр, животных, лесов, городов)
4. Люди, которые живут в нашей стране, называются…. (россияне).
Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолёте лететь почти сутки. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Скажите, какие народы населяют нашу страну?.
На экране на карте появляются разные народы.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие в страну «Толерантности». Это слово для вас не знакомо, красивое по звучанию оно имеет не менее красивое и нужное значение, но что это за страна вы поймете в конце нашего путешествия.
Воспитатель: А отправится в эту страну,предлагаю, при помощи волшебства.
Повторяйте за мной волшебные слова:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем,
Интересный мир откроем,
О котором не забудем!
Это город «Равноправие».
Картинка, изображающая разные права.
Воспитатель: Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Воспитатель: Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю,
культуру, традиции. Они и разные, и не похожи друг на друга.
МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ, НО У НАС РАВНЫЕ ПРАВА
Воспитатель: А вы как думаете одинаковые мы все с вами или нет? (Мы все разные).
Воспитатель: И сейчас мы с вами проверим это.
(встанем в круг)
-Выйдите в круг те, у кого тёмные волосы.
-Покивайте головой те, кто мальчики.
-Похлопайте в ладоши те, у кого голубые глаза.
-Поднимите руку у кого есть сестра.
-Присядьте те, кому исполнилось 6 лет.
-Похлопайте те, у кого есть право на семью.
Воспитатель: Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности. Мы должны уважать каждого человека, каждый из нас не повторим и все мы нужны друг другу. Если бы все мы были одинаковыми, то жить на свете было бы просто неинтересно. Но у всех людей нашей страны одинаковые права.
Давайте вспомним и назовем – какие права у нас есть права.
Воспитатель: Итак, мы выяснили, что в этой стране есть город Равноправия.
Воспитатель: Предлагаю отправиться дальше. На чем можно путешествовать по стране? (ответы).
Воспитатель: А мы с вами отправимся на поезде.
Звук паровоза, дети кладут руки впереди идущему и продвигаются за воспитателем.
Следующий город ПРИНЯТИЕ.
На экране появляется картинка севера России.
Воспитатель: Мы попали в гости к нашим северным народам. Вы уже знаете, что на Крайнем Севере, среди бескрайних снегов живут отважные, трудолюбивые и миролюбивые люди – чукчи, ханты, ненцы.
Присаживайтесь, я сейчас расскажу вам притчу.
В одной далекой стороне как-то раз случилось несчастье: в семье богатого оленевода родилась удивительно некрасивая дочь. Назвали ее Ялене, что означало свет. Не нашлось никого, кто бы нашел в ней хотя бы одну привлекательную черточку. Уж слишком она была бледна, слишком тонка, высока, слишком велики были ее голубые глаза и малы ушки. Некрасивая девочка росла, и скоро все поняли, что она - одна из самых добрых и умных девушек в крае. Но это только добавляло жалости к ней, и люди сокрушенно вздыхали: «Бедняжка! Какая же она некрасивая! А ведь такая умница!» Она подолгу бродила в одиночестве, размышляя о своей нелегкой доле.
Однажды во время такой прогулки Ялене увидела лежащего на земле, раненого юношу. Подбежав к нему, девушка на мгновенье остолбенела - он был такой же некрасивый, как и она!
Много времени прошло до того момента, как странник оправился от травм. А, оправившись, предложил своей спасительнице руку и сердце. Девушка дала свое согласие на брак, а ее родители вздохнули с облегчением: хоть кто-то женится на ней, пусть он и не красавец.
Юноша увез ее в свой край. Всю дорогу Ялене пряталась. Но настал момент, когда ей пришлось появиться перед всем честным народом. Юноша оказался княжеским сыном.
Девушка вышла на балкон, низко опустив голову, и вдруг толпа замерла, а через секунду пронесся восторженный вздох. Ялене оказалась самой красивой девушкой в этом княжестве, где очень ценились бледная кожа, стройность и большие глаза. И нарекли ее жители Ярославой-Прекрасной.
Воспитатель: Скажите, почему Ялене не нравилась никому из своих соседей и родных? (Ялене не нравилась своему народу потому, что была не такая, как все)
Какой по характеру была девушка? (Девушка была умная и добрая).
Что случилось в другом краю? (А в другом краю она оказалась и самая красивая).
Воспитатель: Так чем же на самом деле красив человек? (Человек должен быть красив добротой и умом).
Воспитатель: Давайте подберём противоположные значения к словам: Полные - худые,
Больной - здоровый,
Высокие - низкие,
Грустные - весёлые,
Бедные - богатые,
Молодые – старые,
Мягкий – твердый,
Голодный – сытый,
Холодный – горячий,
Грязный – чистый,
Трусливый – храбрый.
Воспитатель: Вот видите, как много разных описаний мы можем подобрать, но мы должны принимать другого человека таким, какой он есть.
Воспитатель: Мы побывали в городе Принятия другого таким, какой он есть.
Воспитатель: Отправляемся дальше.
Звук паровоза.
Следующий город СОТРУДНИЧЕСТВО
На экране татарский сюжет. А в группе на магнитной доске картинки из татарской сказки четыре друга.
Воспитатель: Мы попали в гости к татарам. Это удивительный, веселый народ. Татарский дом расписной, он украшен резными украшениями. Не менее красочна и татарская одежда.
Воспитатель: Узнали сказку? Было ли сотрудничество между персонажами сказки?
Воспитатель: Что такое сотрудничество? (участие в каком-либо общем деле)
Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть в Татарскую народную игру «Тимберлай» и проверить – умеем ли мы дружно исполнять движения.
Проводится игра. Под музыку.
Тимербай
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры.
Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Воспитатель: Что помогало вам в игре? (В игре нам помогала наша дружба. Мы дружно исполняли движения.)
Воспитатель: Да ваше умение, сотрудничать, помогло вам быстро справиться с заданием.
Воспитатель: Отправляемся дальше.
Звучит паровоз.
Следующий город МИЛОСЕРДИЕ.
На экране картинки из удмуртской сказки «Девочка и белка»
Воспитатель: А сейчас мы попали на удмуртскую землю,
Воспитатель: Издревле живут удмурты в лесном краю. Поэтому они хорошо знают лес и его обитателей. По берегам небольших рек, озер раскинули удмурты свои деревни. Уж больно любят они наблюдать, как Солнце восходит над речной гладью и заходит. Удмурты скромный и сдержанный народ.
Воспитатель: Что это за сказка? Узнали? (Это удмуртская сказка «Девочка и белочка).
Воспитатель: Что сделали девочки? (Девочки забрали бельчат).
Что происходило с мамой-бельчихой в этот момент? (Она плакала и страдала)
Как поступила третья девочка? (Девочка отнесла бельчат, ей стало жалко белочку.)
Могла ли она поступить по-другому? (Нет, она не могла поступить по-другому, потому что у нее было доброе сердце).
Как можно назвать такой поступок (сострадание, милосердие)
Воспитатель: Что же есть милосердие? (это то, когда что-то делают для другого человека, чем-то делятся, в чём-то помогают тому, кто в этом нуждается)
Воспитатель: Как вы понимаете, что такое прощение? Кто кого простил?
Воспитатель: Как должны вести себя люди? (помогать друг другу в беде, сострадать, прощать друг друга)
Воспитатель: Отправляемся дальше.
Звук паровоза, дети передвигаются за воспитателем.
Это город гостеприимства.
Попадаем в чеченскую сторону.
Рассказ о чеченском народе.
Воспитатель: На юге нашей страны в горах живет сильный и гордый народ. Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. Чеченцы всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет – он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Если гостю понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить. Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.
Воспитатель: У этого народа издавна была уникальная традиция - если женщина бросила платок между сражающимися мужчинами, сражение тут же прекращалось.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру жителей кавказа «Платочек».
Игра «Платочек».
Звучит музыка, дети-ведущие цепочкой передвигаются между стоящими в кругу. Когда музыка заканчивается, ведущие пытаются схватить платок, лежащий в центре.
Воспитатель: Отправляемся дальше.
Звук паровозика.
На столе лежат картинки разных народов и на каждом веточка разного цвета.
Воспитатель: Что вы видите?
Воспитатель: Помните притчу об отце и сыновьях? Давайте представим, что у всех народов один отец, что бы он им сказал?
Воспитатель: Правильно: по отдельности можно сломать любую веточку, а вместе нет. Давайте, каждый возьмет по веточке и свяжем с вами «Букет дружбы» для всех народов. Букет толерантности.
Воспитатель: Пора нам и возвращаться. А возвращаться мы будем опять при помощи волшебных слов.
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Воспитатель: Мы вернулись в детский сад.
Итог занятия:
Воспитатель: По какой стране мы путешествовали?
Воспитатель: Какое новое слово вы сегодня узнали? Что входит в понятие толерантность?
Игра «Передай словечко»
Сейчас мы проверим, как вы поняли, что такое «толерантность». Толерантность -это ….
А как вы думаете, вы сами толерантны?
Толерантность - терпимость друг к другу. Все мы разные, но нужно принимать друг друга таким, какой он есть и сотрудничать.
Ребенок читает стихотворение.
Толерантность.
Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.
Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей,
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.
Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность – слово для живых.
В конце нашего занятия я предлагаю подарить нашим гостям частицу добра и любви.
Дети дарят подарки гостям и прощаются.