Севинч Мамедова
Занятие в форме экологической квест-игры «Прикоснись к природе сердцем» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в форме экологической квест-игра «Прикоснись к природе сердцем» для старших дошкольников
Задачи:
формировать экологическую культуру;
закреплять знания о природных ресурсах;
воспитывать бережное отношение к природе;
формировать командный дух и доброжелательные взаимоотношения.
Воспитатель
Все хорошее в людях
из детства!
Как истоки добра пробудить!
Прикоснуться к природе всем сердцем?
Публикация «Занятие в форме экологической квест-игры „Прикоснись к природе сердцем“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологические квесты
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2018
Удивиться, узнать, полюбить?
Я хочу, чтоб земля расцветал^
И росли, как цветы, малыши!;
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.
В экологическом квесте принимают участие четыре команды: Красных, Желтых, Синих и Зеленых.
Воспитатель вручает командам маршрутные листы — маршрут будет проходить по территории детского сада. Все команды имеют знаки отличия — галстуки определенного цвета; каждую команду сопровождает волонтер — воспитатель.
Каждой команде мы вручили маршрутные листы. Вы должны будете пройти четыре станции. На каждой станции, выполнив задание, вы получите часть загадочной картины. Пройдя все четыре станции, вы должны будете собрать картину. Каждая команда собирает свою часть, а сложив все четыре части, вы получите ответ на то, какой должна быть наша Земля. На станциях долго задерживаться нельзя, надо внимательно слушать руководителя и выполнять задания быстро и четко, только в этом случае вам обеспечен успех.
Внимание! Наш квест начинается. Вперед!
Все команды под руководством волонтеров расходятся по станциям, согласно выданным маршрутным листам.
Экспериментальная станция «Поможем воде стать чистой»
Цель: формирование знаний о значении воды в жизни человека.
Задачи:
— воспитывать бережное отношение к воде;
— развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения;
— уточнять представления о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.
Оборудование: столы, мольберт, картинки с изображением воды, схема «Как вода попала к нам в квартиру», емкости с чистой и грязной водой, 4 воронки, стаканы, бумага, вата, марля, поднос.
Воспитатель. Ребята! Я вам сейчас покажу картинки, а вы внимательно посмотрите и скажите, о чем мы будем сегодня беседовать. (Показывает разные картинки с изображением воды.)
Дети отвечают.
Правильно, о воде! Это самое распространенное и удивительное вещество в природе. А для чего нужна вода?
Дети. Мыть посуду, полы, вытирать пыль, стирать, мыть руки и лицо, пить. Вода питает все живое.
Воспитатель. Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды в квартире. Она попадает в наши дома и к нам в детский сад — эти трубы называются водопроводными. А чтобы мы могли пить чистую воду, умываться, вода, прежде чем попасть в наш водопровод, доставляется на специальные очистительные станции, где ее прогоняют через фильтры, добавляют безопасные обеззараживающие вещества и только после этого ее подают в квартиры, детские сады, школы, больницы и т. д.
Сейчас мы узнаем, как же можно очистить воду
Посмотрите: перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети. Нет.
Воспитатель. А какая?
Дети. В одной емкости чистая, а в другой — грязная.
Воспитатель. Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее листок специальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через нее. Посмотрите, что у нас получается.
Дети. Вода очистилась.
Воспитатель. А что стало с нашей бумагой?
Дети. Она стала грязной.
Воспитатель. А еще с помощью чего мы можем, очисти воду?
Дети. С помощью ваты, марли, ткани.
Воспитатель. Так давай попробуем очистить воду этим фильтрами.
Проведем опыт по очистке; воды.
Дети сначала наливают воду на марлю, затем на вату и ткань.
Точно так же происходит очистка воды на очистительных станциях. Но самое важное — нельзя сбрасывать мусор в реку, вода станет отравленной, грязной, и ее сложнее очищать, мусор может забить фильтры и они выйдут из строя. Воду из-под крана мы тоже сразу не пьем, а сначала кипятим, отстаиваем в домашних фильтрах, затем пользуемся ею.
А как еще к воде надо относиться?
Дети. Бережно. Следить за исправностью водопровода и кранов, зря воду не лить. И самое главное — не загрязнять, потому что это смертельная угроза для всего живого. Чем чище вода — тем лучше экология и красивее природа. Чтобы узнать, отчего ухудшается состояние воды и высыхают водоемы, специалисты (экологи) следят за тем, чтобы не наступила экологическая катастрофа.
Молодцы, вы поучаствовали в эксперименте, ответили на вопросы, и за это я вам даю часть загадочной картины.
Станция «Природные богатства родного края»
Цель: обучение рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения.
Задачи:
— рассказать, как загрязнение водоемов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц, рыб и зверей;
— развивать мышление, воображение, речь;
— знакомить со свойствами нефти.
Оборудование: мольберт, столы, картинки с изображением профессий, картинка «Как добывают нефть», предметы, сделанные из нефти (пластилин, пластмасса, игрушки, резиновые калоши, камеры, покрышки, нитки, ткани, нефтепродукты, колба с нефтью, перья, поднос, влажные салфетки, рисунок «Растение в воде и нефти».
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Очень приятно вас видеть на моей станции. Ответьте, как называется страна, в которой мы живем, в какой республике, каком городе?
Дети отвечают.
Представителей каких профессий больше всего в городе, где добывают нефть?
Дети. Там трудятся нефтяники, строители, газовики, учителя, врачи.
Воспитатель. А теперь отгадайте загадку:
Без него не побежит
Ни автобус, ни машина,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(Бензин.)
Из чего делают бензин?
Дети. Его делают из нефти.
Воспитатель. Молодцы, ребята, правильно. Специальными машинами бурильщики бурят глубокие отверстия — скважины, по которым нефть поднимается на поверхность земли, затем она поступает на нефтеперерабатывающие заводы.
На заводах из нефти делают бензин и еще много других продуктов. Посмотрите на выставку различных предметов, в изготовлении которых применяется нефть: пластилин, игрушки, резиновые сапоги, калоши, камеры и покрышки для велосипедов, автомобильные шины, нитки, искусственные ткани.
Ребята, а вы видели нефть? Сегодня мы познакомимся с нефтью поближе, рассмотрим ее и проведем некоторые опыты. Какого цвета нефть? Имеет ли она запах? Прозрачная или нет? Какое это вещество: жидкое или твердое?
Иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы, и нефть заливает озера, реки, леса, землю. Как вы думаете, что происходит в это время с обитателями природы?
Дети отвечают.
Давайте сейчас посмотрим, вот перо, подбросим его и проследим за его полетом. Оно плавно опускается вниз. А если перышко обмакнуть в нефть и подбросить его, будет ли оно плавно опускаться или быстро упадет? Оно не летит. Вот так и птицы, если где- то разлили нефть и птицы попали в нефтяную лужу, у них слипаются перья, теряют способность отталкивать воздух, поэтому птица не может лететь, она станет добычей хищников или погибнет от переохлаждения.
А если черенки комнатного растения поставить в колбу с нефтью, будет ли оно расти? И что с ним случится?
Дети отвечают.
Нефть — наше богатство, но надо бережно и аккуратно обращаться с ней. При ее добыче необходимо соблюдать осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на том месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни (не будут расти цветы, деревья, растения, жить животные, и наступит экологическая катастрофа. За правильной добычей и ее транспортировкой следят экологи, которые проводят наблюдения за воздействием нефти на окружающую природу.
Молодцы, вы поучаствовали в эксперименте, ответили на вопросы, и за это я вам даю часть загадочной картины.
Станция «Правила поведения в природе»
Цель: формирование экологической культуры.
Задачи:
— формировать у детей экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации;
— предпосылки к экологическому поведению;
— углублять знания об окружающем мире и экологических проблемах.
Оборудование: столы, разрезные картинки-пазлы в конвертах с изображением ситуаций в природе, вопросник, запрещающие знаки.
* * *
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что природа -— это окружающие нас: воздух, вода, растения, животные. Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?
Дети отвечают.
Человек не может жить без воздуха и воды, а ведь воздух и вода — часть природы. Он также не может жить без пищи, а ее дают нам растения и животные. Люди не могут не пользоваться одеждой, жильем, мебелью, посудой. Материал для их изготовления получают в природе.
Все знают, что существуют определенные правила поведения в гостях: нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его еще раз.
Есть и свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе.
Я сейчас раздам вам конверты, в которых лежат несобранные пазлы. Вы должны сложить картину и сказать, какое правило поведения в лесу на ней обозначено.
Дети собирают пазлы, определяют правила поведения в лесу, воспи-татель помогает.
Правильно, молодцы.
У нас существуют законы об охране чистоты воздуха, воды, бережном отношении к растительному и животному миру. Какое участие мы можем принять в охране природы? Что мы делаем, чтобы природа расцветала.
Дети. Сажаем деревья, цветы, подкармливаем птиц, а еще выполняем правила поведения в природе.
Воспитатель. А сейчас давайте поиграем в словесную игру «Если я приду в лесок». Я буду называть вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, вы говорите «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»!
Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Дети. Нет.
Воспитатель. Если съем мороженое я и выброшу обертку?
Дети. Нет.
Воспитатель. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Дети. Да.
Воспитатель. Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
Дети. Да.
Воспитатель. Если разведу костер, а тушить не буду?
Дети. Нет.
Воспитатель. Если сильно насорю, а убрать забуду?
Дети. Нет.
Воспитатель. Если мусор уберу, банку закопаю?
Дети. Да.
Воспитатель. Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, в экологии есть специальные запрещающие знаки, такие же, как и в правилах дорожного движения, вы должны догадаться, что они означают.
Воспитатель показывает запрещающие знаки, дети рассказывают, что на них обозначено.
Молодцы, вы вспомнили правила поведения в природе, ответили на вопросы, и за это я вам даю еще часть загадочной картины.
Станция «Не спешите выбрасывать мусор, а вдруг он зазвучит»
Цель: продуктивная деятельность с детьми.
Задачи:
— приобщать воспитанников к правильному обращению с бросовым материалом;
— повышать интерес участников к созданию собственных игрушек для оркестра;
— расширять представления о музыкальных игрушках. Оборудование: столы, маракасы, бросовый материал (коробочки из-под киндер-сюрпризов, одноразовые ложки, скотч, мелкая крупа в тазиках (рис, крупная (фасоль).
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Я знаю, как вы любите играть на музыкальных инструментах. Какие музыкальные инструменты вы знаете?'
Дети перечисляют.
Оказывается, их можно сделать своими руками из бросового материала. Вы же вместе с мамами, папами делали поделки из бросового материала на выставку. Вот, например, съездили вы на пикник, у вас остались одноразовые ложки, вы их не оставляйте, там где отдыхали. Мамы вам покупают киндер-сюрпризы, от них остаются коробочки, вы их собирайте, чтобы можно было сделать много разных поделок и еще использовать в повседневной жизни.
Киндер-сюрпризы, ложки сделаны из пластмассы, и если предметы не утилизировать, а просто оставлять на природе, можно нанести ей большой вред.
При долгом нахождении на воздухе пластмасса начинает выделять вредные вещества, поэтому пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты обязательно надо складывать в специальные контейнеры. Потом их отправляют на мусороперерабатывающие заводы. А мы в нашей мастерской попробуем превратить бросовый материал в музыкальные инструменты. Это будут не просто инструменты, а музыкально-шумовые, при помощи которых мы создадим сказочную шумовую мелодию.
У нас на столах бросовый материал: ложки, коробочки из-под киндер сюрпризов, скотч. Чтобы инструмент зазвучал — мы будем использовать крупу. Как вы думаете, для изготовления какого музыкального инструмента ее можно применять?
Дети. Для маракасов.
Воспитатель. Какую крупу будем использовать?
Дети. Рис, фасоль.
Воспитатель. Рис по форме — мелкий, продолговатый; фасоль — крупная. Девочки в коробочку насыпают ложечку риса, мальчики кладут 10 фасолин, крышку закрывают. Затем берем пару ложек, между ложками закрепляем коробочку с крупой, чтобы инструмент держался, заматываем кусочком скотча. Вот и получился наш маракас. А теперь давайте послушаем, как он звучит у девочек, в котором насыпан мелкий рис, и у мальчиков, где лежит крупная фасоль.
Дети играют на маракасах.
Какие замечательные музыкальные инструменты у вас получились! Давайте попробуем с нашими маракасами создать песенку-шумелку.
Дети импровизируют.
Вот такая замечательная песенка у нас получилась. Не спешите выбрасывать мусор, а вдруг он зазвучит, как зазвучал у нас. Молодцы, вы хорошо постарались, наши маракасы мы будем использовать на музыкальных занятиях, а вам за то, что вы потрудились на славу и сберегли природу от загрязнения, я вручаю часть загадочной картины.
После того как команды прошли все станции, они собираются в музыкальном зале и составляют загадочную картину, сначала каждая команда по отдельности, а затем четыре части картины собирают воедино.
Воспитатель. Вы выполнили все задания, узнали много нового и интересного, каждая команда сложила свои части картины. Посмотрим, что у нас получилось.
Получился земной шар голубой, яркий, экологически чистый, а на нем живут счастливые люди, растут зеленые деревья, цветут цветы, работают ветряные электростанции, мельницы, электромобили, солнечные батареи, ездят велосипеды. Так приятно жить в городах, где чистая экология, чистый воздух! А мы — то поколение, которое может осуществить такую мечту.
Спасибо ребятам за правильно выполненные задания! Давайте, любить природу и относится к ней бережно.