вера кудасова
Экологический проект «Прикоснись к природе сердцем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Экологический проект
«Прикоснись к природе сердцем»
Воспитатель1 квалификационной категории
Кудасова Вера Ивановна
Содержание.
1. Введение.
2. Методологическая характеристика.
2.1. Актуальность.
2.2. Проблема.
2.3. Гипотеза.
2.4. Цель.
2.5. Задачи.
2.6. Вид проекта.
2.7. Участники проекта.
2.8. Формы работы с родителями.
3. Этапы работы над проектом.
Публикация «Экологический проект „Прикоснись к природе сердцем“» размещена в разделах
3.1. Организационный этап.
3.2. Практический этап.
3.3. Заключительный этап.
3.4. Результативность.
4. Вывод.
Литература.
Введение.
Преобразования, происходящие в России в последние время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования, по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников, где экологическое воспитание прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное.
В соответствии с ФГОС ДО, на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Почему?
Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог правильного его поведения в будущем, когда он станет взрослым.
Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте природы.
В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
Актуальность:
Проект «Прикоснись к природе сердцем» определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Проблема:
Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна.
Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Но чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.
Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на свежем воздухе показывают, что дети порой жестоко, негуманно относятся к природе. И очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту природы, воспитать красоту природы, воспитать доброту, человечность.
Гипотеза:
Если мы определим эффективные формы и методы работы с педагогами и родителями в ДОО и в воспитательно - образовательном процессе, то мы сформируем экологическую культуру у детей дошкольного возраста. Цель
проекта :
Развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе.
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений детей о растительном мире: деревьях и кустарниках.
2. Формировать эмоционально – радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе.
3. Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
4. Развивать наблюдательность.
5. Развивать творчество, воображение, мышление, внимание
6. Воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о растительном мире.
7. Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру.
8. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
Вид проекта :
- Среднесрочный;
- Познавательно- исследовательский.
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители.
Формы работы с родителями:
- Консультация «Природа в наших руках».
- Результаты проектной деятельности.
- Дидактические игры, фотографии досугов.
- Выставка рисунков на тему «как прекрасен этот мир».
Этапы работы над проектом :
I Организационный этап.
В начале работы с целью выявления знаний детей была использована «Модель трёх вопросов» : Что мы знаем о деревьях и кустарниках? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
1. Чтение художественной литературы: А. Фет «Печальная береза», Л. Толстой «Как ходят деревья», «Старый тополь», И. Бунин «Березовый лист» и др.
2. Беседа с детьми о деревьях, растущих в нашей местности.
3. Наблюдения за деревьями и кустарниками на прогулке.
4. Рассматривание картинок, иллюстраций о деревьях и кустарниках
5. Отгадывание загадок о деревьях и кустарниках.
6. Составление карты маршрута по экологической тропе.
7. Придумывание девиза.
II Практический этап.
На втором этапе детям пришло письмо от персонажа лесовичка Лукарика -хозяина леса. В котором давались разные задания.
Проводилась: Опытно – исследовательская работа :
1. Рассматривание коры деревьев через лупу;
2. Распознание кустарников и деревьев по характерным признакам;
3. Сравнивание шишек ели и лиственницы.
Художественно – творческая деятельность:
1. Рисование «Деревья», «Листочки с деревьев»
2. Аппликация «Русская берёза»
Физкультурно – оздоровительная работа:
- упражнения: «Веточка», «Деревце».
- бег между деревьями.
- упражнение на перешагивание и равновесие «Через бревно».
-дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы березовой рощи».
- подвижная игра «Найди Кто скорее возьмёт шишку».
-игра-драматизация «Мама и детки».
-физкультминутка «Станем мы деревьями»
III Заключительный этап.
- распространение опыта в детском саду;
- презентация проекта.
- конспекты досугов;
- фотографии мероприятий, работ детей;
- рисунки детей «Прикоснись к природе сердцем»
Результативность:
Совместно с детьми был разработан маршрут экологической тропы в детском саду, намечен продукт деятельности – выставка рисунков «Прикоснись к природе сердцем»
Вывод.
Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому образованию через организацию проектной деятельности способствовала:
-осознанию детьми бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать хорошие условия вместе со взрослыми.
- формирование представлений детей о растительном мире – деревьях и кустарниках.
-формирование эмоционально – радостного ощущения от активного участия в совместной, коллективной работе.
Список литературы:
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
Воронкевич. О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Изд. дом «Карапуз», 2001