Анна Чугаева
Занятие-сказка «В гости к Марпиде» по теме «Культура и быт коми народа» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-сказка «В гости к Марпиде» для детей подготовительной школе группы
Автор: Чугаева А. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №80» г. Сыктывкара
Цель:Формировать и закреплять представления детей о культуре и быте коми народа.
Задачи:
1. Закрепить и расширить знания детей о коми сказках и личностных качествах сказочных персонажей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Коми
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
2. Активизировать словарь – речевой запас у детей предмета быта на коми языке.
3. Формировать способность детей импровизировать, показывая эмоции и развивать выразительность движений посредством пантомимики.
Предварительная работа:
- чтение коми сказок;
- беседа;
- рассматривание иллюстраций;
- игры;
- рассматривание старинных предметов быта, обустройства коми избы.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо (Читается письмо)
Письмо Марпиды :
- Видзаоланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие дети! Меня зовут Марпида. Вы узнали, из какой я сказки? Я знаю, что вы изучаете коми язык, интересуетесь жизнью своего народа в прошлом, любите читать коми сказки, об этом мне рассказала мудрая сова, поэтому я приглашаю вас к себе в гости и хочу познакомить вас с новой коми сказкой. Жду в гости до встречи!
Воспитатель:Ребята вы хотите отправиться в сказочную страну, в гости к Марпиде? (ДА)
Воспитатель:А где она живет? (В лесу) На чем мы можем добраться до марпиды? (На лыжах) Одеваем лыжи поехали!
В лесу встречаем Врсу.
Врса: Это куда вы собрались?
Дети: Мы в гости к Марпиде?
Врса:А зачем вы к ней в гости идете?
Дети: Потому что она знает много коми сказок.
Врса: А вы знаете героев коми сказок?
Дети: Да
Врса: Сейчас проверим!
Игра «отгадай коми героя»
(дети отгадывают загадки о коми героях, характеризуют их)
Врса:(Верса пропускает желает доброго пути).
Путешествуем дальше по лесу.
Подъежаем к поляне видим мешок, догадываемся что это мешок похож на Марпидин, что его надо вернуть хозяйке.
Видим бабу-Ёму с загадками, отгадаете, что в мешке тогда пропущу дальше.
Отгадываем загадки (название предмета на коми языке и для чего он нужен)
Загадки:
1. Две полоски на снегу оставляем,
охотничью добычу на спине мы таскаем. (Нарты охотничьи, порт)
2. В лесу родилась,
В воде живет. (лодка, пыж)
3. Две в руках, две в ногах,
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда
И оставишь два следа. (Лыжи, лызь)
4. Я на плечиках держусь,
Повернешься – Я кружусь. (Сарафан, сарапан)
5. Я на поясе держусь,
Я на кухне пригожусь. (Фартук, водздора)
6. Из бересты плетут,
В лес меня берут,
На плечах несут. (Пестерь, пестер)
7. Рыбу сварили,
В меня положили,
Всю семью накормили. (Латка, чери латка)
8. Что за чудо птица,
В которой соль хранится? (Утка-солонка, сов доз)
9. Сама не ем,
А людей кормлю. (Ложка, пань)
10. Утка в море,
Хвост на заборе (Ковш, кош)
Воспитатель: Ну Ёма, мы все твои загадки отгадали. Отдавай нам мешок.
(Ёма швыряет мешок, там грохот, пропускает дальше.)
Едем на лыжах, видим комикерку, рядом расстроенная Марпида.
Воспитатель: Что случилось, почему ты такая расстроенная?
Марпида : опять ко мне наведалась Ёма, все забрала, все унесла!
Воспитатель: Марпида не расстраивайся, мы все твои вещи принесли назад, встретились с бабой-Ёмой и смогли у нее забрать твой мешок с вещами.
Физкультминутка : Можно коми игру Ёма-кулема)
Игра: дети проговаривают: Ема Кулема, паськыдвома, ыджыдныра, чукля кока, крукакиа. И дразнят. А Ема ловит их. Пойманный ребёнок становится Ёмой.
Марпида :Повеселились, а работы-то, сколько все перепутано, надо все расставить по местам, ребята вы мне поможете? (Да)
Марпида : Давайте сначала рассортируем содержимое мешка: Посуда, одежда, домашняя утварь, средства передвижения. (Дети делятся на 4 группы, каждая группа выбирает нужные предметы.)
Марпида : Ну, теперь мы быстро разберемся, что куда поставить расставляют по полкам.
Ну теперь порядок, а вас ждет сказка! И вы мне поможете ее показать. Пантомимическое изображение детьми того, о чем говорится в сказке.
Возьмите маски. (Марпида читает, а дети изображают)
Воспитатель:Ребята, понравилась ли вам быть героями этой сказки?
Скажите, какие зайчата в этой сказке?
Дети: глупые, трудолюбивые.
Воспитатель: а лиса и мышка какие?
Дети: умные и хитрые.
Воспитатель: а белочка и муравей какие в этой сказке?
Дети: находчивые
Воспитатель: Ребята, а что полезного мы можем взять для себя из этой сказки? чему учит эта сказка нас?
Дети: сначала подумать своей головой, а потом обращаться за помощью другим, не жадничать.
Воспитатель: в народе есть пословицы и поговорки, которые тоже чему-то учат и что – то нам подсказывают.
Я вам прочитаю 3 пословицы, а вы должны выбрать те пословицы, которые подходят к нашей сказке.
Пословицы:
1. Где ум, там и толк.
2. Глаза боятся, а руки делают.
3. Догадки и смекалка не хуже разума.
(Дети выбирают подходящее и объясняют свой выбор)
Воспитатель с детьми: Спасибо Марпида, нам очень понравилась сказка, до свидания!
Марпида : Приходите еще в гости, я вам что-нибудь еще интересное расскажу! Аддзысьлытодз челядь, став бурсо!
Возвращаемся домой, как вы думаете, наше путешествие оказалось полезным для нас или нет (Да)
Объясняют почему. А теперь время пришло поиграть.